Проблемная ситуация: Об отсутствии
оснований для налогообложения налогом на имущество организаций имущества ФТС
России и ее территориальных органов, используемого при реализации полномочий в
установленной сфере деятельности для обеспечения безопасности и охраны правопорядка
в РФ, а также государственного жилищного фонда, находящегося на балансе
таможенных органов (служебные квартиры, квартиры, предоставляемые сотрудникам
по договорам социального найма).
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 августа 2007 г. N 03-05-05-01/37
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении пп.
2 п. 4 ст. 374 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Налоговый кодекс) и сообщает.
В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса имущество,
принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно
предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами
для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны
правопорядка в Российской Федерации, не признается объектом обложения налогом
на имущество организаций.
Перечень органов, в
которых предусмотрена военная служба, определен в ст. 2 Федерального закона от
28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее -
Федеральный закон N 53-ФЗ), в частности, военная служба исполняется гражданами
в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках
Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны
(далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах
исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки
Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном
органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной
охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов
государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских
подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное
время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных
Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и
органах.
Кроме того, согласно ст. 8 Федерального
закона N 53-ФЗ к воинской службе приравнена служба в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В то же время согласно Указу Президента
от 22.12.1993 N 2253 "Об отнесении таможенных органов Российской Федерации
к государственным военизированным организациям" и Федеральному закону от
21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской
Федерации" таможенные органы входят в систему правоохранительных органов
Российской Федерации и отнесены к государственным военизированным организациям.
В соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459 "О
Федеральной таможенной службе" Федеральная таможенная служба является
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в
соответствии с законодательством Российской Федерации функций по выработке
государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и
надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и
специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и
через таможенные органы и представительства Службы за рубежом. С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности
Федеральная таможенная служба имеет право создавать, реорганизовывать и
ликвидировать региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты
(далее - территориальные органы Федеральной таможенной службы - Постановление
Правительства Российской Федерации от 26.07.2002 N 566).
Поэтому имущество Федеральной таможенной
службы и ее территориальных органов, используемое с целью реализации полномочий
в установленной сфере деятельности для обеспечения безопасности и охраны
правопорядка в Российской Федерации, не признается объектом обложения налогом
на имущество организаций.
По вопросу налогообложения служебных
квартир и квартир, предоставляемых сотрудникам таможенных органов по договорам
социального найма, отмечаем, что на основании ст. 19 Жилищного кодекса
Российской Федерации данные объекты относятся к специализированному жилищному
фонду и жилищному фонду социального использования, предназначенному для
проживания граждан на соответствующих условиях пользования.
В соответствии с
Типовым положением о находящемся в государственной собственности служебном
жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел,
органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской
Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации
(далее - Типовое положение), утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 17.12.2002 N 897, под служебным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений,
предназначенных для проживания сотрудников (военнослужащих), которые в связи с
характером исполнения ими служебных обязанностей (обязанностей военной службы)
должны проживать по месту службы (военной службы) или в непосредственной
близости от него (п. 1 Типового положения). Служебное жилое помещение
предоставляется сотруднику (военнослужащему) для создания необходимых
жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей (обязанностей
военной службы), а также трудовых обязанностей по месту службы (военной службы)
(п. 7 Типового положения).
Учитывая, что
представление служебного жилого помещения сотрудникам (военнослужащим) в период
их службы в таможенных органах является одним из условий прохождения службы и
способствует повышению уровня безопасности и охраны правопорядка, считаем, что
находящийся на балансе таможенных органов государственный жилищный фонд (в том
числе служебные квартиры и квартиры, предоставляемые сотрудникам по договорам
социального найма) и иные находящиеся в жилом фонде и используемые для бытовых целей основные средства (мебель, бытовые приборы и т.п.),
не должны признаваться объектом налогообложения налогом на имущество
организаций в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 374
Налогового кодекса.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
30.08.2007