Проблемная ситуация: Банк уплачивает
обязательную ежемесячную компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест для
приема на работу инвалидов, несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20
лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального
образования, ищущих работу впервые, предусмотренную Законом г. Москвы от
22.12.2004 N 90. С 01.01.2005 утратила силу ч. 4 ст. 21 Федерального
закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, предусматривающая
внесение обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах
установленной квоты. Вправе ли банк учесть в составе расходов при исчислении
налога на прибыль эти суммы?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 июля 2007 г. N 03-02-07/1-353
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо об отнесении расходов, связанных
с обязательной платой в связи с невозможностью исполнения условий квотирования
рабочих мест, на расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу
на прибыль организаций, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются экономически
оправданные и документально подтвержденные затраты при условии, что они
произведены для осуществления деятельности, направленной на получение доходов
(за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Статьей 13 Закона Российской Федерации от
19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"
установлено, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам,
испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты
для приема на работу инвалидов.
Квота для приема на работу инвалидов
устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статьей 21 Федерального закона от
24.11.1995 N 181-ФЗ определено, что организациям, численность работников
которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской
Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к
среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Согласно ч. 3 ст. 21 Федерального закона
от 24.11.1995 N 181-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2005, механизм
установления квоты в организациях определялся органами государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Частью 4 ст. 21 указанного Федерального
закона в редакции, действовавшей до 01.01.2005, было определено, что в случае
невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на
работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов Российской
Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах
установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы
определялся органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом г. Москвы
от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" были установлены
основы квотирования рабочих мест в г. Москве для приема на работу инвалидов,
несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников
учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу
впервые.
Вместе с тем
согласно п. 20 ст. 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О
внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ч. 3
и 4 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ признаны утратившими
силу.
Согласно п. 5 ст. 76 Конституции
Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в
соответствии с указанной статьей. В случае противоречия между федеральным
законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный
закон.
Учитывая изложенное, считаем, что для
целей налогообложения прибыли организаций расходы, связанные с обязательной
платой в связи с невозможностью исполнения условий квотирования, с 1 января
2005 г. не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
30.07.2007