Текст письма опубликован
"Документы и комментарии", 2007, N 14
"Официальные документы"
(приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2007, N 27
Проблемная ситуация: О правомерности
уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на сумму затрат по договорам,
заключенным страховой компанией с агентствами, специализирующимися на услугах
по связям с общественностью (PR-услугах).
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 июня 2007 г. N 03-03-06/1/418
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
правомерности уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на сумму затрат по
договорам на оказание PR-услуг и сообщает следующее.
Как следует из информации, представленной
в письме, страховая компания заключает договоры возмездного оказания услуг с
агентствами, специализирующимися на услугах по связям с общественностью
(PR-услуги). Предметом указанных договоров являются в
том числе появление в средствах массовой информации материалов о данной
страховой компании, ознакомление потенциальных страхователей с видами
страхования и страховыми продуктами, а также с направлениями деятельности
компании, например, в виде интервью на заданную тему. При этом данные
информационные сообщения не содержат указания "на правах рекламы".
В целях гл. 25 "Налог на прибыль
организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов
(за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 Кодекса).
В соответствии с п. 4 ст. 264 Кодекса в
состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются в том числе расходы налогоплательщика на иные
виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 указанного
пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода. При этом
указанные расходы для целей налогообложения признаются в размере, не
превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со
ст. 249 Кодекса.
Согласно ст. 11 Кодекса институты,
понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства
Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в
каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не
предусмотрено Кодексом.
Понятие "реклама" понимается
для целей налогообложения прибыли в том значении, которое используется в
Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". В соответствии
со ст. 3 Закона N 38-ФЗ реклама - это информация, распространенная любым
способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная
неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту
рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение
на рынке.
Таким образом, на наш взгляд, услуги по
договору на PR отвечают общим признакам рекламы. Однако следует отметить, что
согласно ст. 16 Закона N 38-ФЗ размещение текста рекламы в периодических печатных
изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного
характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой
"на правах рекламы".
Учитывая, что информационные сообщения,
публикуемые в средствах массовой информации, не содержат пометки "на
правах рекламы", то, по нашему мнению, данные публикации не признаются рекламными и, следовательно, в целях налогообложения затраты
по договорам на оказание PR-услуг не учитываются в составе расходов,
уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.06.2007