Проблемная ситуация: Иностранная организация
осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ через несколько
подразделений (стройплощадок), расположенных на территориях, подконтрольных
разным налоговым органам. Декларация по НДС представляется по месту нахождения
представительства организации в г. Москве. Каков порядок проведения выездных
налоговых проверок по НДС подразделений иностранной организации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 июня 2007 г. N 03-07-08/160
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам проведения налоговыми
органами выездных налоговых проверок по налогу на добавленную стоимость
подразделений иностранной организации, осуществляющей деятельность на
территории Российской Федерации через свои подразделения, и сообщает следующее.
Выездная налоговая проверка
осуществляется в порядке, установленном ст. 89 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс).
Так, в соответствии с нормами указанной
статьи Кодекса решение о проведении выездной налоговой проверки выносит
налоговый орган по месту нахождения организации. При этом налоговый орган
вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и
представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты
региональных и (или) местных налогов.
Согласно ст. 11 Кодекса иностранными
организациями признаются юридические лица, компании и другие корпоративные
образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии
с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы
и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций,
созданные на территории Российской Федерации.
Поскольку иностранные организации не
имеют место нахождения на территории Российской Федерации, определяемое ст. 54
Гражданского кодекса Российской Федерации, вышеуказанные нормы Кодекса в
отношении иностранных организаций применяются с учетом Положения об
особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного
Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124.
Пунктом 1 ст. 144 Кодекса установлено,
что налогоплательщики налога на добавленную стоимость подлежат обязательной
постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. ст. 83, 84 Кодекса
с учетом особенностей, предусмотренных гл. 21 "Налог на добавленную
стоимость" Кодекса. При этом согласно п. 2 ст. 144 Кодекса иностранные
организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве
налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в
Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 89 Кодекса
выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении)
налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя)
налогового органа. Выездная налоговая проверка может проводиться по месту
нахождения налогового органа только в случае, если у налогоплательщика
отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной
налоговой проверки.
На основании положений п. п. 4 и 8 ст. 89
Кодекса в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не
превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено
решение о проведении проверки. Срок проведения выездной налоговой проверки
исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления
справки о проведенной проверке.
Согласно пп. 6
п. 1 ст. 31 Кодекса налоговые органы вправе в порядке, предусмотренном ст. 92
Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения
дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от
места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и
территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику
имущества.
Кроме того, пп.
6 п. 1 ст. 23 Кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в
налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые
предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Учитывая изложенное, а также принимая во
внимание особенности учета в налоговых органах иностранных организаций,
полагаем, что налоговые органы вправе проводить выездные налоговые проверки
иностранных организаций по месту их учета в налоговых органах.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
19.06.2007