Проблемная ситуация: Физлицо унаследовало 1/4 доли в
праве общей долевой собственности на наследуемое имущество. Другими
наследниками имущества являются дочь наследодателя и двое детей физлица. В
каком размере должна исчисляться госпошлина за выдачу свидетельств о праве на
наследство: исходя из всей стоимости наследуемого имущества или из стоимости
имущества, приходящегося на долю каждого наследника в праве собственности?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июня 2007 г. N 03-05-07-03/25
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу исчисления размера
государственной пошлины при наследовании доли в общей собственности и сообщает.
В соответствии со ст. ст. 1113 - 1114
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) наследство
открывается со смертью гражданина, днем открытия наследства является день
смерти гражданина.
Оценка стоимости наследственного
имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества на день
открытия наследства на основании пп. 6 п. 1 ст.
333.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 333.24 Кодекса за выдачу свидетельства о
праве на наследство по закону и по завещанию детям, в том числе усыновленным,
супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя уплачивается
государственная пошлина в размере 0,3 процента стоимости наследуемого
имущества, но не более 100 000 руб., другим наследникам - в размере 0,6
процента стоимости наследуемого имущества, но не более 1 000 000 руб.
Особенности уплаты государственной
пошлины при обращении за совершением нотариальных действий предусмотрены ст.
333.25 Кодекса, на основании которой при исчислении размера государственной
пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость
наследуемого имущества.
Согласно пп. 5
п. 1 ст. 333.25 Кодекса при исчислении размера государственной пошлины за
выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого
имущества, определенная в соответствии с пп. 7 - 10
данного пункта.
По выбору плательщика для исчисления
государственной пошлины может быть представлен документ с указанием
инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости
имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками
(экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного пункта.
Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе
определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления
государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа,
подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).
В случае представления нескольких
документов, выданных организациями (органами) или специалистами-оценщиками
(экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного пункта,
с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера
государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей
имущества.
Пунктом 2 ст. 244 ГК РФ определено, что
имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из
собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения
таких долей (совместная собственность).
Подпунктом 3 п. 1 ст. 333.25 Кодекса
определено, что при наличии нескольких наследников (в частности, наследников по
закону, по завещанию или наследников, имеющих право на обязательную долю в
наследстве) государственная пошлина уплачивается каждым наследником. Учитывая нормы пп. 3 и 5 п. 1 ст. 333.25
Кодекса, за выдачу свидетельства о праве на наследство нескольким наследникам
согласно долям на наследуемое имущество размер государственной пошлины
(нотариального тарифа) должен исчисляться исходя из стоимости наследуемого
имущества, приходящегося на долю каждого в праве собственности, если это
долевая или совместная собственность, а не от стоимости имущества в целом.
При этом сообщаем, что вопросы, связанные
с контролем за деятельностью нотариусов, не входят в
компетенцию Минфина России.
В соответствии с Положением о
Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), утвержденным
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, регулирование
вопросов в сфере нотариата относится к компетенции Минюста России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
14.06.2007