Проблемная ситуация: О начислении пени при неверном
указании КБК в платежном поручении, оформленном до 2007 г.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 июня 2007 г. N 03-02-07/1-288
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о начислении пени при неверном
указании КБК в платежном поручении, оформленном до 2007 г., и сообщает
следующее.
В соответствии со ст. 19 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками признаются
организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена
обязанность уплачивать налоги.
Обязанность по уплате налога считается
исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк
поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного
остатка на счете налогоплательщика (п. 2 ст. 45 Кодекса в редакции до
2007 г.).
Согласно п. 2 ст. 57 Кодекса при уплате
налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и
на условиях, предусмотренных Кодексом.
Пеней признается
установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в
случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по
сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст.
75 Кодекса).
Расчетные документы на уплату налога
должны заполняться налогоплательщиком и налоговым агентом в соответствии с
установленным порядком.
Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона
от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" внесение исправлений в
кассовые и банковские документы не допускается.
Конституционный Суд Российской Федерации
в Определении от 04.07.2002 N 202-О указал, что пеня является дополнительным
платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате
недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки
уплаты налога.
Кодекс не предусматривал порядка
пересчета пеней в случае подачи налогоплательщиком в налоговый орган заявления
об исправлении ошибок, допущенных им при оформлении поручения на уплату налога
(основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус
налогоплательщика).
В соответствии с п. 7 ст. 45 Кодекса (в
ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) на основании заявления
налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных
налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый
орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты
налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на
соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган
осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его
фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий
счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об
уточнении платежа.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ
вступил в силу 1 января 2007 г., за исключением положений, для которых
установлены иные сроки вступления в силу. Положения Кодекса в редакции данного
Федерального закона применяются к правоотношениям, регулируемым
законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 г., если
иное не предусмотрено этим Федеральным законом.
Поскольку положение
п. 7 ст. 45 Кодекса о пересчете пеней при уточнении платежа дополнительно
гарантирует защиту прав налогоплательщиков (налоговых агентов), оно в
соответствии с п. 3 ст. 5 Кодекса имеет обратную силу и распространяется также
на поручения на перечисление налогов, при оформлении которых до 1 января 2007
г. допущены вышеуказанные ошибки.
Согласно п. 1 ст. 34.2 Кодекса
Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам
применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает
формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для
налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.
В соответствии с пп. "в" п. 3 Указа Президента Российской
Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти" и п. 7 Положения о Министерстве финансов Российской
Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
30.06.2004 N 329, Минфин России в установленной сфере деятельности не вправе
осуществлять функции по контролю и надзору.
Минфин России не уполномочен давать
оценку правомерности действий налоговых органов, а также давать указания о
принятии мер к исполнению заявления на пересчет пеней.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
08.06.2007