Проблемная ситуация: О порядке обложения транспортным
налогом транспортных средств, сертифицированных по установленным категориям
(M1, M2, M3, N1, N2, N3 и т.д.), указываемым в паспорте транспортного средства.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 7 июня 2007 г. N 04-3-04/000649
Федеральная налоговая служба рассмотрела
обращение по вопросу определения категории транспортных средств
для целей налогообложения и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 362 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) исчисление транспортного налога
производится на основании сведений, которые представляются в налоговые органы
органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на
территории Российской Федерации.
При этом согласно ст. 361 Кодекса ставки
по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации
в зависимости от категории транспортных средств и мощности двигателя. Категории
транспортных средств определены п. 1 данной статьи. В то же время
законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации могут
устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории
транспортных средств.
Для целей налогообложения Кодексом
установлены следующие категории авто- и мототранспортных средств:
- автомобили легковые;
- мотоциклы и мотороллеры;
- автобусы;
- грузовые автомобили;
- другие самоходные транспортные
средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
- снегоходы, мотосани.
Согласно
разъяснениям Министерства транспорта Российской Федерации в настоящее время
установление категории транспортного средства производится органом по
сертификации при выдаче "одобрения типа транспортного средства" в
соответствии с Правилами по проведению работ в системе сертификации
механических транспортных средств и прицепов, утвержденными Постановлением
Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 и зарегистрированными в Минюсте России
15.05.1998 N 1522, а также другими нормативными документами системы сертификации механических транспортных средств и прицепов.
При определении категории транспортного
средства органом сертификации учитываются технические характеристики и
особенности конструкции и используется классификация, установленная Комитетом
по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (далее - КВТ
ЕЭК ООН) и ГОСТ Р 51709-2001, утвержденным
Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст.
Так, КВТ ЕЭК ООН определена следующая
классификация транспортных средств:
Категория
транспортных
средств
|
Описание
категории транспортных средств
|
L2
L3
L4
L5
|
Механические транспортные средства,
имеющие менее 4
колес,
рабочий объем двигателей более 50 куб. см и максимальную скорость
более 50 км/ч
|
L7
|
Механические
четырехколесные транспортные средства, ненагруженная
масса которых не превышает 400
кг (500 кг
для транспортных
средств, предназначенных для перевозки людей)
|
M1
|
Механические транспортные средства
для перевозки пассажиров,
имеющие не менее 4 колес и не более 8
мест для сидения
(кроме
места водителя)
|
M1C
|
Механические транспортные средства
специального назначения,
сконструированные так, что
они включают жилой
отсек
(автомобиль-дом)
|
N1
|
Механические транспортные средства
для перевозки грузов,
максимальная масса которых не более 3,5 тонны
|
N2
|
Механические транспортные средства
для перевозки грузов,
максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не
превышает 12
тонн
|
N3
|
Механические транспортные средства
для перевозки грузов,
максимальная масса которых более 12 тонн
|
M2
|
Механические транспортные средства
для перевозки пассажиров,
имеющие более 8 мест
для сидения (кроме
места водителя) и
максимальная масса которых не более 5 тонн
|
M3
|
Механические транспортные средства
для перевозки пассажиров,
имеющие более 8 мест
для сидения (кроме
места водителя) и
максимальная масса которых более 5 тонн
|
Обращаем внимание, что в целях повышения
безопасности дорожного движения и принятия единообразия правил дорожного
движения 08.11.1968 в Вене была заключена Конвенция о дорожном движении.
Поскольку Конвенция ратифицирована Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII
и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты
Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения
данной Конвенции.
В соответствии с
Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных
средств, утвержденным Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго
России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, зарегистрированным
в Минюсте России 29.07.2005 N 6842, в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D,
прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая
соответствует классификации транспортных средств, установленной п. 5 Приложения 6 Конвенции о дорожном движении.
При этом обращаем внимание, что категории
транспортных средств, установленные п. 5 Приложения 6 Конвенции о дорожном
движении, определены для выдачи соответствующих удостоверений на управление
такими транспортными средствами.
Таким образом, категория транспортного
средства, указанная в паспорте транспортного средства, определяется органами
МВД России на управление данными транспортными средствами.
Учитывая изложенное, а также разъяснения
Министерства транспорта Российской Федерации, определение категории
транспортных средств осуществляется в соответствии с классификацией, установленной
КВТ ЕЭК ООН.
Следовательно, если
зарегистрированное транспортное средство сертифицировано по категории M1, то в
данном случае должна применяться соответствующая налоговая ставка,
установленная для легковых автомобилей; если автотранспортное средство сертифицировано
по категории N1, N2, N3, то применяется соответствующая налоговая ставка,
установленная для грузовых автомобилей; в случае если автотранспортное средство
сертифицировано по категории M2 или M3, то применяется налоговая ставка,
установленная для автобусов.
Действительный
государственный советник РФ
3 класса
И.Ф.ГОЛИКОВ
07.06.2007