Проблемная ситуация: Об отсутствии оснований для
освобождения от применения ККТ плательщиков ЕНВД.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 июня 2007 г. N 03-01-15/5
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело обращение по вопросу освобождения от применения
контрольно-кассовой техники плательщиков, применяющих упрощенный режим
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности, и сообщает.
Согласно п. 1 ст. 2
Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный
закон) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр,
применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми
организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг.
Это правило общее и
должно применяться во всех случаях, за исключением тех, которые оговорены в п.
3 ст. 2 Федерального закона, где перечислены виды деятельности, при
осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу
специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут
производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием
платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, в частности, при
торговле на рынках, ярмарках, в выставочных
комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления
торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов,
павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений
контейнерного типа и других аналогично обустроенных и
обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и
автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых
прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными
товарами.
Согласно п. 5 ст. 346.26 Налогового
кодекса Российской Федерации плательщики единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности не освобождаются от обязанности применения
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в
случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Конституционный Суд Российской Федерации
в Определении от 24.02.2005 N 22-О не нашел оснований для принятия к рассмотрению
жалобы гражданина, в которой заявитель утверждал, что приобретение
контрольно-кассовой техники является для него непосильным бременем. При этом
Конституционный Суд Российской Федерации указал на положения ст. 34 Конституции
Российской Федерации о реализации права на предпринимательскую и иную не
запрещенную законом экономическую деятельность, которое
зависит от способностей и имущественного положения самого гражданина.
Постановлением
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16
"О некоторых вопросах практики применения административной
ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых
машин" даны разъяснения, согласно которым в целях соблюдения порядка
общественных отношений в сфере торговли и финансов, правил государственной
разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу
торговли и финансов) организацией и
индивидуальным предпринимателем должны исполняться положения Федерального
закона, а также требования, касающиеся качественных и технических характеристик
контрольно-кассовой техники, и иные условия, определенные Правительством
Российской Федерации на основании п. 1 ст. 4 Федерального закона.
Таким образом,
применение контрольно-кассовой техники имеет многофункциональное значение и
направлено на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания
услуг, защиту прав потребителя, а также охрану установленного порядка торговли
и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том числе
налоговой) дисциплины; применение контрольно-кассовой техники в
предпринимательской деятельности служит ведению учета поступления и выдачи
наличных денежных средств при совершении сделок.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
04.06.2007