Проблемная ситуация: О порядке уплаты земельного
налога в отношении земельного участка, принадлежащего сельскохозяйственной
организации и ее членам на праве общей собственности,
при отсутствии проведения межевания и государственного кадастрового учета
такого земельного участка.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 18 мая 2007 г. N ГИ-8-04/430
Федеральная налоговая служба рассмотрела
обращение по вопросу уплаты земельного налога с граждан, являющихся участниками
долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного
назначения при отсутствии проведения межевания и государственного кадастрового
учета таких земельных участков, и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 388 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога
признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на
праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве
пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 4 ст. 8
Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу
отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской
Федерации" (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 205-ФЗ)
установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о
существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу
определяются на основании государственных актов, свидетельств и других
документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим
лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним",
которые в соответствии с законодательством имеют
равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами
государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их
компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте
издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Согласно ст. 18
Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения" свидетельства о праве на земельные доли,
выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу
указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на
земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В этой связи
собственники земельных долей (паев), получившие земельные участки
сельскохозяйственного назначения в процессе приватизации на основании
свидетельств о праве на земельные доли, а при их отсутствии выписки из решений
органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, как
правообладатели признаются налогоплательщиками земельного налога и,
следовательно, должны исполнять обязанности по уплате земельного налога.
Налоговая база по земельным участкам,
правообладателями которых являются физические лица - собственники земельных
долей (паев), определяется налоговыми органами на основании сведений,
поступающих от органов, осуществляющих ведение земельного кадастра, органов,
осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и
сделок с ним, а также органов местного самоуправления.
В соответствии с п.
п. 1 и 2 ст. 392 Кодекса налоговая база в отношении земельных участков,
находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из
налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка,
пропорционально его доле в общей долевой собственности, а налоговая база в
отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности,
определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками
данного земельного участка, в равных
долях.
Таким образом, в отношении земельного участка,
принадлежащего сельскохозяйственной организации и членам коллектива этой
организации на праве общей совместной или долевой собственности,
налогоплательщиком должен признаваться каждый из собственников этого земельного
участка в отношении своей доли.
Действительный
государственный советник РФ
3 класса
И.Ф.ГОЛИКОВ
18.05.2007