Проблемная ситуация: О выполнении налогоплательщиком
(плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений налоговых
органов как обстоятельстве, исключающем вину в совершении налогового
правонарушения, а также о компетенции руководителей (заместителей руководителей)
налоговых органов в части таких разъяснений.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 мая 2007 г. N 03-02-07/1-211
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу применения пп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) в части, касающейся выполнения письменных разъяснений
налоговых органов, данных в пределах их компетенции, и сообщается, что в целом
поддерживается позиция, изложенная в указанном письме.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) одним из обстоятельств, исключающим вину лица в совершении
налогового правонарушения, является выполнение налогоплательщиком (плательщиком
сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты
налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и
сборах, данных ему либо непосредственно кругу лиц финансовым, налоговым или
другим уполномоченным органом
государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в
пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии
соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к
налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от
даты издания такого документа). Положение данного подпункта не применяется в
случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или
недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком
сбора, налоговым агентом).
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны
бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах,
законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним
нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,
правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов
и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций
(расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Таким образом, налоговые органы,
осуществляя в силу Кодекса, иных федеральных законов и принятых в соответствии
с ними нормативных правовых актов свои полномочия в установленной сфере
деятельности, представляют налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым
агентам информацию, указанную в п. 1 ст. 32 Кодекса.
Согласно п. 1 ст.
30 Кодекса налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля
за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской
Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его
территориальные органы.
Приказом ФНС России
от 15.02.2007 N САЭ-3-18/62@ утвержден Регламент Федеральной налоговой службы
(далее - Регламент), в соответствии с которым руководитель ФНС России
организует работу ФНС России и несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на ФНС России задач и функций, подписывает от имени ФНС России
договоры и другие документы гражданско-правового характера, а также
осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской
Федерации. Заместители руководителя представляют
ФНС России по отдельным вопросам сфер ее деятельности, организуют и
координируют осуществление функций ФНС России в соответствии с Регламентом (п.
1.8 Регламента).
В соответствии с Положениями о
территориальных органах Федеральной налоговой службы, утвержденными Приказом
Минфина России от 09.08.2005 N 101н (далее - Положения), руководители инспекций
несут персональную ответственность за выполнение возложенных на инспекции задач
и функций (п. 8 Положений).
Исходя из смысла п. 1.8 Регламента и п. 8
Положений следует, что руководители (заместители руководителя) налоговых
органов действуют от имени соответствующих налоговых органов в пределах своих
прав и обязанностей.
В Постановлении Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 отмечено, что
налогоплательщик вправе расценивать письменное разъяснение, данное
руководителем (его заместителем) налогового органа, как разъяснение
компетентного должностного лица.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
02.05.2007