Проблемная ситуация: Об отсутствии оснований для
списания задолженности по налогам и сборам с действующих организаций; о реструктуризациях задолженностей по налогам и сборам,
страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды и пеням и
штрафам по ним, проводившихся в 1999 и 2001 гг., а также о порядке
предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 апреля 2007 г. N 03-01-03/4-41
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Обязанность каждого налогоплательщика по
уплате законно установленных налогов и сборов определена ст. 57 Конституции
Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о
налогах и сборах не предусматривает возможности списания задолженности по
налогам и сборам с действующих предприятий и организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 59 Налогового
кодекса Российской Федерации признается безнадежной и списывается в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации, недоимка по федеральным
налогам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой
оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или
юридического характера. Согласно п. 2 указанной статьи данная норма применяется
также при списании безнадежной задолженности по пене и штрафам.
В целях реализации
ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации Правительством Российской
Федерации принято Постановление от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания
безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам
по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в
государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и
штрафам" (с учетом дополнений, внесенных в него во исполнение ст. 20 Федерального закона "О
введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о
налогах"), согласно которому решения о признании безнадежной к взысканию и
списании недоимки и задолженности по пене и штрафам по федеральным налогам и
сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные
внебюджетные фонды, числящейся за организациями по состоянию на 1 января
2001 г., начисленным пеням и штрафам, принимаются в отношении ликвидированных в
соответствии с законодательством Российской Федерации организаций.
Одновременно
обращаем внимание на то, что с целью преодоления кризиса неплатежей и
нормализации финансового состояния предприятий и организаций Правительством
Российской Федерации в 1999 г. было принято решение о проведении
реструктуризации, имеющейся у предприятий и организаций задолженности по
налогам и сборам, а также пеням и штрафам перед федеральным бюджетом
(Постановление от 03.09.1999 N 1002) и в 2001 г. было принято решение (Постановление от 01.10.2001 N 699) о проведении
реструктуризации, имеющейся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г.
задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные
фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность.
Многие организации, имевшие потенциал для
выхода на рентабельный уровень работы, воспользовались предоставленным правом
на реструктуризацию задолженности и в настоящее время погасили или значительно
сократили свою задолженность перед бюджетом и государственными социальными
внебюджетными фондами.
В настоящее время вопрос урегулирования
задолженности может быть решен посредством применения инструментов,
предусмотренных гл. 9 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с
указанной главой Налогового кодекса Российской Федерации при наличии
предусмотренных в указанной главе оснований (п. 2 ст. 64 НК РФ) может быть
предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога на срок, не превышающий один
год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком
суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в
части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не
превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства
Российской Федерации.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
20.04.2007