Проблемная ситуация: О включении в состав
внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль сумм списанной
кредиторской задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам перед бюджетом
государственных внебюджетных фондов.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 апреля 2007 г. N 03-03-04/2
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о необходимости
внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее
- Кодекс) и сообщает следующее.
Подпунктом 21 п. 1
ст. 251 Кодекса в редакции, действовавшей до 1 января 2007 г., было
установлено, что в составе доходов не учитываются доходы в виде сумм
кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед
бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в
соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению
Правительства Российской Федерации.
В соответствии с
Федеральным законом от 27.07.2006 N 144-ФЗ "О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных
условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в
области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных
на повышение эффективности налоговой системы" в пп.
21 п. 1 ст. 251 Кодекса внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2007 г., действие которых распространяется на правоотношения,
возникшие с 1 января 2005 г.
Так, согласно указанным изменениям в
составе доходов не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности
налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами
разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с
законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской
Федерации.
Таким образом, суммы списанной и
реструктурированной задолженности по пеням и штрафам с 1 января 2005 г. не
учитываются в составе доходов налогоплательщика только перед бюджетами разных уровней.
Согласно п. 1 ст. 11 Кодекса институты,
понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства
Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том назначении, в
каком они используются в этих отраслях, если иное не предусмотрено Кодексом.
Пунктом 2 ст. 11 Кодекса в редакции,
действовавшей до 1 января 2007 г., было установлено, что под бюджетами
(бюджетом) в Кодексе понимаются федеральный бюджет, бюджеты субъектов
Российской Федерации (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований
(местные бюджеты).
С 1 января 2007 г. понятие
"бюджет" из ст. 11 Кодекса исключено.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса
Российской Федерации (далее - БК РФ) в целях БК РФ под бюджетом понимается
форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Под государственным внебюджетным фондом понимается форма образования и
расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное,
положения пп. 21 п. 1 ст. 251 Кодекса на суммы
списанной кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами
государственных внебюджетных фондов не распространяются.
В соответствии с п. 18 ст. 250 Кодекса в
состав внереализационных доходов включаются доходы в виде сумм кредиторской
задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением
срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных
пп. 21 п. 1 ст. 251 Кодекса.
В связи с этим суммы списанной
кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами государственных
внебюджетных фондов в соответствии с п. 18 ст. 250 Кодекса подлежат отражению в
составе внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль в
общеустановленном порядке.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
20.04.2007