Проблемная ситуация: О включении в состав расходов,
учитываемых при исчислении налога на прибыль, суммы доплаты работникам разницы
между размером пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из
средств ФСС, и их фактическим заработком и о налогообложении суммы указанной
доплаты ЕСН.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 апреля 2007 г. N 03-03-06/1/242
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу учета для целей
налогообложения прибыли суммы доплаты сотрудникам разницы между размером
пособия, выплачиваемого из средств Фонда социального страхования, и их
фактическим заработком в случае временной утраты трудоспособности сообщает
следующее.
1. В соответствии со ст. 183 Трудового
кодекса Российской Федерации размеры пособий по временной нетрудоспособности и
условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.
Федеральным законом о бюджете Фонда
социального страхования Российской Федерации на текущий год устанавливается
максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и
родам.
Так, ст. 13 Федерального закона от
19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской
Федерации на 2007 год" установлено, что максимальный размер пособия по
временной нетрудоспособности и по беременности и родам, выплачиваемого из Фонда
социального страхования Российской Федерации, не может превышать 16 125 руб.
Однако размер фактически выплачиваемого
работодателем пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности
и родам, исчисленных согласно трудовым договорам и законодательству Российской
Федерации, может превышать сумму 16 125 руб.
В целях гл. 25
"Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда
включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах,
стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с
режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные
начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные
нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными
договорами (абз. 1 ст. 255 Кодекса).
Согласно п. 15 ст. 255 Кодекса к расходам
на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, расходы
на доплату до фактического заработка в случае временной утраты
трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации.
Исходя из
изложенного, в случае если размер фактически выплачиваемого работодателем
пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому
договору, превышает сумму 16 125 руб., налогоплательщик имеет право отнести в
соответствии с п. 15 ст. 255 Кодекса к расходам, уменьшающим полученные доходы
в целях налогообложения прибыли, сумму превышения фактически выплачиваемого
пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего)
заработка над максимальным размером пособия по
временной нетрудоспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования
Российской Федерации.
2. Пунктом 1 ст. 236
Кодекса установлено, что для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу
физических лиц, объектом налогообложения единым социальным налогом признаются
выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу
физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых
является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений,
выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Таким образом, учитывая, что доплата до
фактического заработка при временной утрате трудоспособности предусмотрена
трудовым договором и относится к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу
на прибыль, то сумма данной доплаты является объектом обложения единым
социальным налогом на основании п. 1 ст. 236 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
17.04.2007