Проблемная ситуация: Об отсутствии оснований для
уплаты госпошлины за государственную регистрацию публичного сервитута в
интересах РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 апреля 2007 г. N 03-05-07-03/15
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты
государственной пошлины за государственную регистрацию публичного сервитута и
сообщает.
Согласно ст. 274
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право ограниченного
пользования чужим земельным участком (сервитут) устанавливается по соглашению
между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего
участка и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном
Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона N
122-ФЗ государственная регистрация сервитутов проводится в Едином
государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого
имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у
последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его
регистрации в Едином государственном реестре прав.
Подпунктом 24 п. 1 ст. 333.33 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что государственная
пошлина уплачивается за государственную регистрацию сервитутов в размере 500
руб., если данная государственная регистрация производится в интересах
физических лиц, и в размере 2000 руб. - в интересах организаций.
В соответствии с п.
2 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут
устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской
Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации,
нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это
необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или
местного населения, без изъятия земельных участков.
В силу п. 2 ст. 11 Кодекса, в котором
приведено понятие организации в целях налогообложения, Российская Федерация,
субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не могут быть признаны
организациями. В связи с чем государственная
регистрация публичного сервитута в их интересах осуществляется без уплаты
государственной пошлины.
Одновременно сообщаем, что конкретный
порядок совершения регистрационных действий, в том числе по регистрации
сервитутов, регулируется Правилами ведения Единого государственного реестра,
утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N
219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав
на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с Положением о
Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента
Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Министерство юстиции Российской
Федерации (далее - Минюст России) является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним. В связи с этим по вопросам, касающихся порядка проведения
регистрации сервитутов, следует обратиться в Минюст России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.04.2007