| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В течение 2006 г. организация вместо КБК НДФЛ ошибочно указывала КБК "Страховые взносы на ОПС в РФ, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии". Обязан ли был налоговый орган сообщить о факте переплаты страховых взносов? Какой орган уполномочен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов? Имеются ли основания для начисления пеней по НДФЛ в данном случае и если да, возможен ли их пересчет?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 29 января 2007 г. N 03-02-07/1-25

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, сообщает следующее.

Реквизиты, предусмотренные Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н "Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации", при заполнении расчетных документов разносятся налоговым органом в карточки "Расчеты с бюджетом". Приказом ФНС России от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@ утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом".

Как следует из письма, вместо КБК, соответствующего коду "Налог на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Кодекса, за исключением доходов, полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой", ошибочно указан КБК "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии". Таким образом, по налогу на доходы физических лиц, зачисляемому на соответствующий КБК, образовалась недоимка, а по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - переплата.

В соответствии с абз. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, регулируются законодательством Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 167-ФЗ.

Согласно п. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 г. и подлежащие возврату в соответствии со ст. ст. 78, 79 и 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Пунктом 3 ст. 78 Кодекса предусмотрено, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. Правила, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды (п. 13 ст. 78 Кодекса). Однако указанной статьей не предусматривалось, что ее правила распространяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые не являются налогом и сбором.

Статья 25 Федерального закона N 167-ФЗ возлагает на налоговые органы только контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Федеральным законом N 167-ФЗ не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения, а также не установлено, что зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.

Для обеспечения законодательного регулирования порядка зачета (возврата) сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование требуется внести изменения в Федеральный закон N 167-ФЗ, направленные на определение органа, уполномоченного производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и порядка его проведения.

В связи с тем что Федеральным законом N 167-ФЗ не определены уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) сумм излишне уплаченных страховых взносов, а также порядок проведения зачета (возврата), споры по вопросу о зачете (возврате) указанных сумм в настоящее время разрешаются в судебном порядке.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а также после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов (п. 2 ст. 45 Кодекса в редакции до 01.01.2007).

Согласно п. 2 ст. 57 Кодекса при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.07.2002 N 202-О указал, что пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Кодекс не предусматривал порядка пересчета пеней в случае подачи налогоплательщиком в налоговый орган заявления об исправлении ошибок, допущенных им при оформлении поручения на уплату налога (основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус налогоплательщика).

Поскольку положение п. 7 ст. 45 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) о пересчете пеней при уточнении платежа дополнительно гарантирует защиту прав налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов), оно в соответствии с п. 3 ст. 5 Кодекса имеет обратную силу и распространяется также на поручения на перечисление налогов (сборов), при оформлении которых до 1 января 2007 г. допущены вышеуказанные ошибки.

Порядок исчисления и уплаты пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируется ст. 26 Федерального закона N 167-ФЗ, которым не предусмотрен пересчет пеней в случае, если плательщик допустил ошибку в оформлении поручения на перечисление страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в бюджетную систему Российской Федерации.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов и сборов. В ст. 45 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) не указано, что ее положения распространяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Следовательно, п. 7 указанной статьи не применяется в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

29.01.2007

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018