Проблемная ситуация: Между российской организацией
(ООО) и иностранным юридическим лицом - резидентом Королевства Нидерландов,
являющимся единственным учредителем российской организации, заключен договор
займа. В соответствии с указанным договором российская организация уплачивает
проценты по предоставленной сумме займа. Правомерно ли признавать в составе
расходов в целях исчисления налога на прибыль проценты, выплачиваемые
российской организацией кредитору - иностранной организации, в полном объеме,
принимая во внимание положения ст. 269 НК РФ и Соглашения между Правительством
РФ и Правительством Королевства Нидерландов об избежании
двойного налогообложения?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 декабря 2006 г. N 03-08-05
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос касательно применения
ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с учетом
положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством
Королевства Нидерландов об избежании двойного
налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении
налогов на доходы и имущество от 16.12.1996 (далее - Соглашение) и сообщает
следующее.
Как следует из запроса, между российской
организацией (заемщиком) и иностранным юридическим лицом - резидентом
Королевства Нидерландов (кредитором), являющимся единственным учредителем
российской организации, заключен договор займа. При налогообложении процентов,
выплачиваемых российской организацией кредитору - иностранной организации,
необходимо руководствоваться следующим.
Статья 269 Кодекса устанавливает
особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам в случае
контролируемой задолженности перед иностранной организацией. Согласно п. 4
данной статьи положительная разница между начисленными процентами и предельными
процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным п. 2,
приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной
организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и
облагается налогом в соответствии с п. 3 ст. 284 Кодекса.
Конституцией Российской Федерации в ст.
15 закреплен приоритет норм международного договора по отношению к
национальному законодательству.
В свою очередь, Соглашение содержит ст.
9, позволяющую осуществлять корректировку прибыли в случае, если предприятие
одного государства прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или
имуществе предприятия другого государства. Непосредственно механизм
корректировки определяется национальным законодательством государства,
применяющего положения данной статьи, т.е. в случае Российской Федерации
механизм переквалификации процентного дохода в дивиденды происходит в рамках
ст. 269 Кодекса.
Вышеизложенное также не противоречит
сложившейся международной налоговой практике и, в частности, закреплено в
официальных комментариях к ст. ст. 1, 9 Модели налоговой конвенции Организации
Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), членом которой является
Королевство Нидерландов.
Таким образом, процентный доход,
переквалифицированный в дивиденды в порядке, установленном ст. 269 Кодекса,
подлежит налогообложению согласно ст. 10 "Дивиденды" Соглашения.
Порядок расчета предельного размера
процентов, подлежащих включению в состав расходов российской организации (с
учетом положений п. 1 ст. 269 Кодекса), и коэффициента капитализации приведен в
п. 2 ст. 269 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
20.12.2006