| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: О включении в состав внереализационных расходов для целей исчисления налога на прибыль неоплачиваемой разницы между объемами газа, фактически потребленного населением, не имеющим приборов учета газа, и объемами, предусмотренными по нормам.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 15 декабря 2006 г. N 03-03-04/1/810

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета убытков, связанных с поставкой газа населению, и сообщает следующее.

Перечнем продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239, установлено, что регулирование цен (тарифов) на газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам, и газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

Аналогичное положение было закреплено в п. п. 14 и 17 Правил поставки газа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162.

Согласно п. 13 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392 (утратили силу с 30.08.2006), размер оплаты за коммунальные услуги определяется как произведение тарифов на соответствующие коммунальные услуги на объемы потребленных ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии и т.д.) по показателям приборов учета.

При отсутствии приборов учета объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, устанавливаемым органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 3.1.3 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету газа в газораспределительных организациях от 01.04.2001 N РД 153-39.0-071-01 (далее - Методические рекомендации), утвержденных Приказом Минэнерго России от 04.04.2001 N 100, хозяйственные операции, связанные с подачей газа населению, не имеющему приборов учета газа, оформляются Актом подачи-отбора газа (форма N 4-ГР) (далее - Акт), который может являться внутренним первичным документов газораспределительной организации.

Из указанных Методических рекомендаций следует, что данные об объемах потребленного газа приводятся в Акте по двум графам "По норме" и "Фактически".

Исходя из изложенного при отпуске газа населению, не имеющему приборов учета газа, у газораспределительных организаций в расчетном периоде возникает разница между объемами фактически потребленного населением газа и объемами, которые будут оплачены населением по нормам.

Согласно п. 1 ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Согласно п. 1 ст. 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В том случае, если организация доходы признает по методу начисления, то в соответствии с п. 1 ст. 271 Кодекса доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 272 Кодекса расходы в целях налогообложения прибыли признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 Кодекса.

В этой связи в составе доходов и расходов газораспределительная организация должна учитывать объемы газа, отпущенные населению в отчетном (налоговом) периоде, по данным графы "Фактически" Акта.

В части неоплачиваемой разницы между объемами фактически потребленного газа населением, не имеющим приборов учета газа, и объемами, предусмотренными по нормам, необходимо, по нашему мнению, учитывать следующее.

В силу п. 2 ст. 265 Кодекса к убыткам налогоплательщика, приравненным к внереализационным расходам, отнесены суммы безнадежных долгов, а также других долгов, нереальных ко взысканию.

Определение понятия сумм безнадежных долгов (долгов, нереальных ко взысканию) установлено для целей налогообложения прибыли организаций положениями ст. 266 Кодекса.

В то же время, учитывая, что указанная выше разница между объемами фактически потребленного газа населением, не имеющим приборов учета, и объемами, предусмотренными по нормам, никогда не будет оплачена населением, не имеющим приборов учета газа, в связи с особым порядком расчетов за потребленный газ, установленным законодательством Российской Федерации, то, по нашему мнению, данную неоплаченную разницу возможно учесть для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов в период ее возникновения.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

15.12.2006

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018