Проблемная ситуация: О порядке исчисления и уплаты НДС в случае, если налогоплательщик арендует государственное
или муниципальное имущество.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 24 ноября 2006 г. N 03-1-03/2243@
Федеральная налоговая служба, рассмотрев
в пределах установленной компетенции запрос о порядке исчисления налога на
добавленную стоимость при предоставлении в аренду государственного имущества,
сообщает.
В соответствии с п. 3 ст. 161 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при предоставлении на территории
Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами
местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов
Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как
сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется
налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом
случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества.
Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых
арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В соответствии с
Приказом Минфина России от 28.12.2005 N 163н "Об утверждении форм
налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и косвенным налогам
(налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию
Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их
заполнения" разд. 2.2 декларации по налогу на добавленную стоимость
заполняется налоговым агентом отдельно по каждому арендодателю - органу государственной власти и управления и органу местного самоуправления,
предоставляющему в аренду федеральное имущество, имущество субъектов Российской
Федерации и муниципальное имущество, в том числе по договорам, по которым
арендодателями выступают орган государственной власти и управления, орган
местного самоуправления и балансодержатель имущества, не являющийся органом
государственной власти и управления, органом местного самоуправления.
Таким образом, по договорам, по которым
арендодателями выступают орган государственной власти и управления, орган
местного самоуправления и балансодержатель имущества, не являющийся органом
государственной власти и управления, органом местного самоуправления, арендатор
такого имущества признается налоговым агентом. Данный арендатор обязан
исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет
соответствующую сумму налога.
В том случае, если договор аренды
заключен между арендодателем - балансодержателем государственного имущества, к
примеру, государственным унитарным предприятием, не являющимся органом
государственной власти и управления, органом местного самоуправления, то уплата
налога на добавленную стоимость в бюджет осуществляется в общеустановленном
порядке налогоплательщиком налога на добавленную стоимость - балансодержателем
- государственным унитарным предприятием. В таких случаях у арендатора не
возникает обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию из доходов,
уплачиваемых арендодателю, и уплате в бюджет налога на добавленную стоимость.
Т.В.ШЕВЦОВА
24.11.2006