Проблемная ситуация: О начислении
некоммерческими организациями ЕСН на дополнительные ежемесячные выплаты
работникам по уходу за ребенком до трех лет сверх государственных пособий и на
суммы материальной помощи к отпуску; о начислении НДФЛ и ЕСН на суммы оплаты
стоимости проезда на железнодорожном транспорте работников больницы, работающих
в системе железнодорожного транспорта, по личным надобностям и в лечебные
учреждения.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 ноября 2006 г. N 03-05-02-04/178
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
1. В соответствии с п. 1 ст. 236
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом
налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные
вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по
трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение
работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Согласно п. 3 ст. 236 Кодекса указанные в
п. 1 данной статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в
которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у
налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам,
уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном
(налоговом) периоде.
Выплаты, уменьшающие и не уменьшающие
налоговую базу по налогу на прибыль организаций, поименованы в гл. 25 Кодекса.
При этом в отношении некоммерческих
организаций следует учитывать следующее.
Некоммерческие организации, наряду с
ведением уставной деятельности, финансируемой, в частности, за счет целевых
поступлений, могут осуществлять деятельность, связанную с получением доходов от
реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также внереализационных
доходов.
Ведение
некоммерческими организациями учета полученных доходов в виде средств целевого
финансирования, целевых поступлений и т.д. и произведенных за счет этих доходов
расходов, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с
производством и (или) реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав, и
доходов и расходов от внереализационных операций производится раздельно.
Таким образом, п. 3 ст. 236 Кодекса
применяется только к дополнительным ежемесячным выплатам по уходу за ребенком
до трех лет сверх государственных пособий, установленных законодательством, и
материальной помощи к отпуску, производимым работникам за счет доходов
организации от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также
от внереализационных доходов.
На выплаты, производимые в пользу
работников за счет целевого финансирования, целевых поступлений и других
доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций, указанных в ст. 251 Кодекса, производится исчисление единого
социального налога в общеустановленном порядке.
2. В соответствии с п.
3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса освобождены от
налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом
все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации,
законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями
представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в
пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых
обязанностей.
Пунктом 5 ст. 25
Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в
Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ) установлено, что
работники железнодорожного транспорта общего пользования пользуются правом
бесплатного проезда на железнодорожном транспорте за счет средств
соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены
отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.
Таким образом, указанной статьей
Федерального закона N 17-ФЗ предусмотрено право бесплатного проезда на
железнодорожном транспорте работников железнодорожного транспорта.
Работники медицинского учреждения, в том
числе работающие в системе железнодорожного транспорта, не могут быть отнесены
к числу работников железнодорожного транспорта общего пользования, поскольку
медицинские учреждения не отвечают понятию "железнодорожный транспорт
общего пользования", данному Федеральным законом N 17-ФЗ.
Учитывая изложенное,
оплата стоимости проезда работников больницы по личным надобностям и в лечебные
учреждения подлежит обложению налогом на доходы физических лиц и единым
социальным налогом в общеустановленном порядке с учетом п. 3 ст. 236 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
20.11.2006