| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Физическое лицо приватизирует квартиру, принадлежащую на праве оперативного управления квартирно-эксплуатационной части военного округа. С этой целью в регистрирующий орган требуется представить документы об уплате физическим лицом государственной пошлины за регистрацию права собственности, а также об уплате государственной пошлины за регистрацию права оперативного управления жилищным фондом квартирно-эксплуатационной службой воинской части. Поскольку указанная квартирно-эксплуатационная часть отказалась уплатить госпошлину, ссылаясь на то, что является учреждением, полностью финансируемым за счет средств федерального бюджета, физическое лицо уплатило государственную пошлину самостоятельно: в размере 500 руб. от своего лица и в размере 7500 руб. - за квартирно-эксплуатационную часть. Правомерно ли это?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 13 ноября 2006 г. N 03-06-03-05/56

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права на квартиру, переходящую в порядке приватизация жилья, принадлежащего на праве оперативного управления квартирно-эксплуатационной части военного округа и сообщает, что, поскольку не представлены необходимые документы по существу затронутых в письме вопросов, дать однозначный ответ не представляется возможным.

В связи с этим по поставленному вопросу сообщаем следующее.

В настоящее время приватизация жилых помещений осуществляется в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон N 1541-1), согласно которой граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в порядке, определенном данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Одновременно в ст. 4 данного Закона указано, что не подлежат приватизации, в частности, жилые помещения, находящиеся в домах военных городков, а также служебные помещения.

Статьями 6 и 7 Закона N 1541-1 установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

Пунктом 1 ст. 16 Закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно абз. 4 ст. 17 Закона N 122-ФЗ акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения, являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из изложенного следует, что при приватизации жилья государственной регистрации подлежит переход права собственности к гражданам, приватизирующим жилье, в результате чего граждане подают заявление на регистрацию права собственности, а передающий жилье орган или организация - заявление о регистрации ранее возникшего права и (или) перехода права собственности к гражданам.

Статьей 11 Закон N 122-ФЗ определено, что за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах взимается государственная пошлина.

В соответствии со ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, которые обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Кодекса.

Подпунктом 20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса установлено, что государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества физическими лицами в размере 500 руб., организациями - 7500 руб., федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления - 100 руб.

Таким образом, при государственной регистрации права собственности на приобретенное жилье в порядке приватизации государственная пошлина должна уплачиваться новым правообладателем только за возникновение права на указанное жилье согласно размерам, установленным пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса.

По вопросу уплаты государственной пошлины за регистрацию права оперативного управления жилищным фондом квартирно-эксплуатационной службой воинской части сообщаем.

Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права, в том числе право оперативного управления, на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ВС), других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

При этом квартирно-эксплуатационные управления (отделы) военных округов, квартирно-эксплуатационные части районов (гарнизонов), квартирно-эксплуатационные службы воинских частей и органы морской инженерной службы, дислоцированные на территории соответствующего военного округа (флота), составляют единую систему квартирно-эксплуатационной службы ВС с подчинением вышестоящему квартирно-эксплуатационному органу и органу военного управления военным округом (флотом) согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (п. п. 1, 2, 7, 10), Положению о Службе расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации, утвержденному Приказом Министра обороны Российской Федерации от 06.12.2004 N 405 (п. п. 2, 4, 5, 6), Положению о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского флота, утвержденному Приказом Министерства обороны СССР от 22.02.1977 N 75 (п. п. 1, 17, 18, 21, 24 и 31).

Таким образом, вышеуказанными квартирно-эксплуатационными службами Вооруженных Сил Российской Федерации должна производиться уплата государственной пошлины за государственную регистрацию права оперативного управления в соответствии с нормами, установленными пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса для федеральных органов государственной власти, т.е. в размере 100 руб.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

13.11.2006

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018