Текст письма опубликован
"Нормативные акты для бухгалтера",
2006, N 21
"Консультант", 2006, N 24
Проблемная ситуация: О применении ставок по земельному
налогу, установленных представительными органами муниципальных образований, при
расчете цены выкупа земельных участков, находящихся в государственной и
муниципальной собственности.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 октября 2006 г. N 03-06-02-02/126
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики <...> по вопросу о порядке применения
налоговой ставки при расчете цены выкупа земельных участков, находящихся в
государственной и муниципальной собственности, для собственников зданий и
сооружений, расположенных на этих земельных участках, сообщает следующее.
Порядок приобретения прав на земельные
участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и
на которых расположены здания, строения, сооружения, определен ст. 36
Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). В
частности, п. 1 ст. 36 Земельного кодекса установлено, что исключительное право
на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных
участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений,
сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом,
федеральными законами.
Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от
25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) определено, что цена
выкупа земельного участка устанавливается субъектами Российской Федерации в
кратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В настоящее время земельный налог
уплачивается в порядке, определенном гл. 31 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Налоговый кодекс). В частности, порядок установления
размеров налоговых ставок по земельному налогу определен ст. 394 Налогового
кодекса, а именно, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных образований (законами городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать установленных
в данной статье пределов.
Пунктом 1 ст. 53 Налогового кодекса
определено, что налоговая ставка представляет собой величину налоговых
начислений на единицу измерения налоговой базы.
Согласно п. 1 ст. 390 Налогового кодекса
налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков,
признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового
кодекса.
Таким образом, полагаем, что правовая
коллизия норм Федерального закона N 137-ФЗ и гл. 31 Налогового кодекса может
быть устранена путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон N
137-ФЗ.
Одновременно
отмечаем, что Правительством Российской Федерации внесен на рассмотрение в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект
федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты
Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на
земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности", предусматривающий внесение изменений в ст. 2 Федерального
закона N 137-ФЗ, согласно которым цена за выкупаемый земельный участок устанавливается в процентах от его кадастровой стоимости.
При этом, по
мнению Минфина России, в настоящее время отсутствуют правовые основания для
неприменения п. 2 ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ. Учитывая,
что с 1 января 2006 г. взимание земельного налога осуществляется повсеместно на
территории Российской Федерации в соответствии с гл. 31 Налогового кодекса,
основанием для применения положений п. 2 ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ
являются ставки земельного налога, установленные представительными органами
муниципальных образований (законодательными (представительными) органами
государственной власти городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга).
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН
10.10.2006