Проблемная ситуация: Организацией в феврале 2006 г.
при перечислении в бюджет НДС от реализации товаров за январь в платежном
поручении была допущена ошибка: в графе "статус" был поставлен код
"02" вместо "01". Данная ошибка повторялась и была замечена
в сентябре 2006 г., когда ИФНС было предъявлено требование об уплате налога и
погашении всей недоимки и пеней. Организация обратилась в ИФНС с просьбой о
зачете переплаты (по статусу "02") в погашение задолженности (по
статусу "01"). Инспекция отказала в просьбе организации, мотивируя
это тем, что налогоплательщику необходимо полностью погасить образовавшуюся
задолженность и пени, только после этого ИФНС произведет возврат излишне
уплаченных сумм. Правомерна ли позиция ИФНС?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 октября 2006 г. N 03-02-07/1-272
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с п.
2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязанность
по уплате налога признается исполненной налогоплательщиком с момента
предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии
достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а также после
вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 Кодекса,
решения о зачете излишне уплаченных сумм налогов, если иное не предусмотрено ст. 45 Кодекса.
При уплате налога с нарушением срока
уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях,
предусмотренных Кодексом (п. 2 ст. 57 Кодекса).
Согласно правовой позиции
Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в Постановлении от
17.12.1996 N 20-П, Определении от 04.07.2002 N 202-О, пени являются
дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной
казны в результате недополучения налоговых сумм в
срок.
Согласно ст. 9 Федерального закона от
21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" расчетный документ имеет
юридическую силу. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не
допускается.
Кодексом не предусмотрен порядок
уточнения платежа и пересчета пеней в случае подачи
налогоплательщиком заявления о допущенной ошибке в оформлении поручения на
перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Федеральный закон
от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию
налогового администрирования", вступающий в силу с 1 января 2007 г.,
предусматривает право налогоплательщика подать заявление о допущенной ошибке с
приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на
соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание,
тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
В случае, предусмотренном п. 7 ст. 45
Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ), на основании
заявления налогоплательщика и акта совместной сверки
уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка
проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день
фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской
Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый
орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со
дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на
соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым
органом решения об уточнении платежа.
В настоящее время
споры по вопросу о начислении пеней в случае ошибочно указанных реквизитов в
расчетных документах разрешаются судами
с учетом правовой природы пеней и последствий совершенных ошибок для бюджета.
В соответствии со
ст. ст. 137 и 138 Кодекса каждый налогоплательщик (налоговый агент) имеет право
обжаловать в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в
суд акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие
их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика (налогового агента),
такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
04.10.2006