Текст письма опубликован
"Главбух", 2006, N 19
Проблемная ситуация: Об отсутствии необходимости
информирования налоговых органов об открытии (закрытии) налогоплательщиками
транзитных и специальных транзитных валютных счетов, а также о необходимости
информирования налоговых органов об открытии (закрытии) текущих валютных
счетов.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 сентября 2006 г. N 03-02-07/1-250
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 17.05.2006 N 4/65 и
сообщает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики - организации и
индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган
соответственно по месту нахождения организации, месту жительства
индивидуального предпринимателя об открытии или закрытии счетов - в
десятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия таких счетов.
Для целей Кодекса счетами признаются
расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора
банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться
денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 11
Кодекса).
Согласно п. 2.1
Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И "Об обязательной продаже
части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации",
изданной в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ
"О валютном регулировании и валютном контроле", для идентификации
поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных
операций, в том числе при осуществлении обязательной продажи части валютной выручки, уполномоченные банки открывают
резидентам (юридическим лицам и физическим лицам - индивидуальным
предпринимателям) на основании договора банковского счета текущий валютный счет
и в связи с этим одновременно транзитный валютный счет. При этом каждому
текущему валютному счету, открываемому по всем видам валют (за исключением
счетов, открываемых в клиринговых валютах), должен соответствовать транзитный
валютный счет.
Таким образом, транзитный валютный счет
открывается одновременно с текущим валютным счетом независимо от волеизъявления
клиента без заключения об этом договора банковского счета, является внутренним
счетом банка, имеет специальное целевое значение и, следовательно, не обладает
признаками счета, определенными п. 2 ст. 11 Кодекса.
Валютное и банковское законодательство
Российской Федерации не использует в отношении банковских счетов, открываемых
резидентам и нерезидентам, понятия "специальные валютные счета".
Специальный транзитный валютный счет
открывался уполномоченным банком резиденту параллельно с открываемыми
текущим валютным счетом и транзитным валютным счетом.
Специальным
транзитным валютным счетом согласно пп. 1.3 Указания
Банка России от 20.10.1998 N 383-У "О порядке совершения юридическими
лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на
внутреннем валютном рынке Российской Федерации" признавался счет,
открываемый уполномоченным банком без участия резидента в целях учета
совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и
ее обратной продажи.
Данное Указание было издано Банком России
в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 "О
валютном регулировании и валютном контроле".
Указанный Федеральный закон утратил силу
с 19 июня 2005 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от
10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Указание Банка России от 20.10.1998 N
383-У также утратило силу в соответствии с Указанием Банка России от 15.06.2004
N 1451-У "Об упорядочении отдельных актов Банка России" с 18 июня
2004 г.
В настоящее время специальные транзитные
валютные счета не открываются.
Отсутствие
необходимости информирования налогового органа об открытии (закрытии)
транзитных валютных счетов и специальных транзитных валютных счетов
подтверждается Постановлениями ФАС Центрального округа от 22.08.2005 N
А09-1631/05-3, ФАС Центрального округа от 03.08.2005 N А09-1630/05-3, ФАС
Московского округа от 25.05.2004 N КА-А40/4094-04, ФАС Восточно-Сибирского
округа от 29.06.2004 N А33-1556/04-СЗ-Ф02-2359/04-С1, ФАС Московского округа от
31.10.2001 N КА-А40/6197-01.
Учитывая изложенное, полагаем, что
налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган об открытии текущего
валютного счета.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН
18.09.2006