Проблемная ситуация: Организация в 2006 г. в рекламных
целях проводит стимулирующую лотерею. По какой ставке НДФЛ облагаются выигрыши,
полученные физическими лицами - победителями стимулирующей лотереи? Обязана ли
организация представлять в налоговые органы сведения по всем выигрышам
физических лиц? Вправе ли она не подавать сведения о выигрышах в суммах, не
превышающих 4000 руб.?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 августа 2006 г. N 03-05-01-04/253
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо ЗАО и сообщает следующее.
1. В соответствии со
ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" рекламой
является распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о
физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная
информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана
формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу,
товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и
начинаний.
Как указывается в рассматриваемом письме,
организуемая стимулирующая лотерея проводится в рекламных целях. В связи с
этим, а также принимая во внимание вышеуказанное определение понятия
"реклама", по нашему мнению, проводимая стимулирующая лотерея
является формой рекламной акции, то есть мероприятием, проводимом в целях
рекламы товаров, работ или услуг.
Статьей 224
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что
стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и
других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения
размеров, указанных в п. 28 ст. 217 Кодекса, подлежит налогообложению налогом
на доходы физических лиц по ставке в размере 35 процентов.
Таким образом, доход, полученный
физическим лицом от участия в стимулирующей лотерее, являющейся мероприятием,
проводимым в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров,
указанных в п. 28 ст. 217 Кодекса, подлежит налогообложению налогом на доходы физических
лиц по ставке в размере 35 процентов.
2. Согласно ст. 24 Кодекса налоговыми
агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены
обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в
соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Согласно пп. 2
п. 3 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях"
стимулирующая лотерея представляет собой лотерею, право на участие
в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет
средств организатора лотереи. Таким образом, стимулирующая лотерея не является
игрой, основанной на риске, и к доходам от участия в ней не могут применяться
положения пп. 5 п. 1 ст. 228 Кодекса о
самостоятельном декларировании указанного дохода физическими лицами.
Исчисление, удержание и уплата налога на доходы физических лиц в
рассматриваемом случае осуществляется организацией - налоговым агентом.
В соответствии с п. 28 ст. 217 Кодекса не
подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы, не
превышающие 4000 руб., полученные налогоплательщиком за налоговый период в виде
любых выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в
целях рекламы товаров (работ, услуг).
Таким образом, при получении физическими
лицами от организации указанного дохода, не превышающего 4000 руб., организация
не признается налоговым агентом, поскольку в таких случаях на организацию не
возлагается обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и
перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц.
Соответственно, организация не обязана
предоставлять в налоговые органы сведения о таких доходах, полученных
физическими лицами.
При этом организация должна вести
персонифицированный учет физических лиц, получивших указанные выигрыши и призы.
В случае если сумма выплаченного одному и тому же физическому лицу выигрыша
превысит в налоговом периоде 4000 руб., организация будет признана налоговым
агентом и соответственно на нее будут возложены обязанности, предусмотренные
для налоговых агентов ст. 226 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
29.08.2006