Проблемная ситуация: Физическому лицу на праве
постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, который
относится к территории памятника федерального значения (объект археологического
наследия). Является ли данный участок в соответствии со ст. 27 ЗК РФ
ограниченным в обороте и, следовательно, на основании ст. 389 НК РФ не подлежащим обложению земельным налогом?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 августа 2006 г. N 03-06-02-05/33
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного
налога и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками
земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие
земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного)
пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
При этом п. 2 ст. 389 Налогового кодекса
определены земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения
земельным налогом.
К таким земельным
участкам, в частности, отнесены земельные участки, ограниченные в обороте в
соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо
ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами,
включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками,
объектами археологического наследия.
На основании пп. 4 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации
(далее - Земельный кодекс) ограничиваются в обороте находящиеся в
государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые
особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации,
объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными
заповедниками, объектами археологического наследия.
В этой связи следует отметить, что ст.
3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие
Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N
137-ФЗ) определен перечень земельных участков, отнесенных к государственной и
муниципальной собственности.
Отнесение земельных
участков к государственной собственности или муниципальной собственности
предусматривает наличие на этих земельных участках зданий, строений,
сооружений, находящихся соответственно в федеральной собственности,
собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности,
предоставление земельных участков соответственно органам государственной власти
или органам местного самоуправления, казенным предприятиям, государственным или
муниципальным унитарным предприятиям и некоммерческим организациям, созданным
этими органами, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и принятыми в соответствии с ним
законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 20 Земельного кодекса
граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного)
пользования, имеют право приобрести их в собственность.
При этом предоставление в собственность
гражданам земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное
(бессрочное) пользование, сроком не ограничивается (п. 3 ст. 3 Федерального
закона N 137-ФЗ).
Таким образом, полагаем, что указанные в
письме земельные участки, предоставленные гражданам на праве постоянного
(бессрочного) пользования, не могут рассматриваться как ограниченные в обороте
в соответствии с земельным законодательством и, следовательно, должны подлежать
налогообложению земельным налогом.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
25.08.2006