| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В каком порядке можно взыскать суммы недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов с бюджетных учреждений, если согласно положениям Бюджетного кодекса РФ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 27.12.2005 N 197-ФЗ, взыскание с бюджетных учреждений осуществляется только в судебном порядке, а положения ст. ст. 25 и 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ) предусматривают внесудебный порядок взыскания?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 1 августа 2006 г. N 03-02-07/1-207

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей пяти тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном ст. 25.1 данного Федерального закона.

Статьей 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ установлен общий порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на основании решений территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пунктами 14 и 15 ст. 25.1 указанного Федерального закона предусмотрено, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Статьей 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлен порядок обращения взыскания на денежные средства должника, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях, а также на иное имущество должника.

Указанный порядок не предусматривает обращение взыскания обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на лицевые счета, открытые бюджетным учреждениям в органах Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем согласно п. п. 7 и 9 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, используют бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством. Эти учреждения обеспечивают исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных им соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Бюджетные учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, используют бюджетные средства через лицевые счета, которые ведутся органами Федерального казначейства или иными уполномоченными органами субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Бюджетное учреждение вправе распоряжаться средствами, зачисленными на его лицевой счет, только в том размере, который отражен на лицевом счете бюджетного учреждения (п. 5 ст. 254 БК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Пунктом 1 ст. 298 ГК РФ установлено, что учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 14.07.1999 N 45 даны рекомендации арбитражным судам, согласно которым в случае недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения, взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.

Несмотря на то что в Федеральном законе от 15.12.2001 N 167-ФЗ не установлен специальный порядок взыскания страховых взносов, пеней и штрафов с бюджетных учреждений, полагаем, что взыскание таких платежей с бюджетных учреждений осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации особенностей обращения взыскания обязательных платежей на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу установленного ст. 239 БК РФ иммунитета бюджетов обращение взыскания на денежные средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных БК РФ. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с гл. 24.1 БК РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. Указанной статьей регламентируется порядок исполнения судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели.

Учитывая изложенное, считаем целесообразным внести изменения в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ в целях обеспечения согласования норм данного Федерального закона и БК РФ о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов с бюджетных учреждений.

С 1 января 2007 г. вступает в силу Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования после его одобрения Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 14.07.2006.

В соответствии с п. п. 25 и 52 ст. 1 указанного Федерального закона взыскание недоимки и соответствующих пеней с организаций, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства, производится в судебном порядке.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

М.А.МОТОРИН

01.08.2006

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018