Проблемная ситуация: О порядке учета
для целей исчисления налога на прибыль расходов по осуществлению платы в связи
с невозможностью исполнить условия установленной квоты для приема на работу
инвалидов.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 28 июля 2006 г. N 02-1-07/65
Федеральная налоговая служба в связи с
запросом сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются экономически
оправданные и документально подтвержденные затраты при условии, что они
произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода
(за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
В соответствии со ст. 13 Закона
Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в
Российской Федерации" государство обеспечивает дополнительные гарантии
гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем
установления квоты для приема на работу инвалидов.
Квота для приема на работу инвалидов
устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон
N 181-ФЗ).
Статьей 21 Закона N 181-ФЗ установлено,
что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек,
законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для
приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников
(но не менее 2 и не более 4 процентов).
Механизм установления квоты в
организациях определяется органами государственной власти субъектов Российской
Федерации.
В данном случае
Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест"
устанавливаются основы квотирования рабочих мест в г. Москве для приема на
работу инвалидов, несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет
из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального
образования, ищущих работу впервые. Таким
образом, работодатели, в соответствии с установленной квотой, обязаны создавать
или выделять рабочие места для трудоустройства не только инвалидов, но и иных
категорий граждан.
Вместе с тем в
соответствии с п. 21 ст. 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О
внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" и
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" ч. 4 ст. 21 Закона N 181-ФЗ, предусматривающая внесение
работодателями обязательной платы ежемесячно в бюджеты субъектов Российской
Федерации за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты
в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для
приема на работу инвалидов, признана утратившей силу с 1 января 2005 г.
Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции
Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в
соответствии с указанной статьей. В случае противоречия между федеральным
законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный
закон.
Таким образом,
учитывая, что ч. 4 ст. 21 Закона N 181-ФЗ с 1 января 2005 г. признана
утратившей силу, для целей налогообложения прибыли организаций расходы,
связанные с обязательной платой в связи с невозможностью исполнить условия
квотирования, с 1 января 2005 г. не учитываются при определении налоговой базы
по налогу на прибыль.
Аналогичная позиция изложена в Письме
Минфина России от 24.03.2006 N 03-03-04/1/274.
Главный государственный
советник налоговой службы
В.В.ГУСЕВ
28.07.2006