Проблемная ситуация: Представительство иностранной
организации, осуществляющее деятельность на территории РФ, заключило договор на
проведение инспекции и дефектоскопии оборудования, расположенного в РФ, с
организацией - резидентом Республики Сингапур. В процессе исполнения договора
сингапурская организация ввозит на территорию РФ оборудование, которое будет
использоваться для выполнения указанных работ. Деятельность сингапурской
организации будет осуществляться в течение длительного срока на регулярной
основе и может привести к образованию постоянного представительства на
территории РФ. Должно ли представительство осуществлять функции налогового
агента и удерживать налог на прибыль с доходов сингапурской организации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июля 2006 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исполнения обязанности
налогового агента постоянным представительством иностранной организации и
сообщает следующее.
Из письма следует, что постоянное
представительство иностранной организации выплачивает доходы другой иностранной
организации - резиденту Республики Сингапур в оплату услуг, оказанных ею на
территории Российской Федерации упомянутому постоянному представительству.
Пунктом 1 ст. 310
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налог
с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской
Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной
организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через
постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при
каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса, за исключением
случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310
Кодекса, в валюте выплаты дохода.
Кодексом предусмотрено, что удержание
налога на доходы у источника выплаты в Российской Федерации производится с
доходов иностранных организаций, не связанных с их предпринимательской
деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации,
перечень которых определен п. 1 ст. 309 Кодекса. В данный перечень не
включаются доходы иностранных организаций от выполнения работ и (или) оказания
услуг на территории Российской Федерации.
Перечень видов доходов, которые указаны в
п. 1 ст. 309 Кодекса, не является исчерпывающим, и содержащийся в этом пункте пп. 10 причисляет к доходам от источников в Российской
Федерации, облагаемым у источника выплаты, также и "иные аналогичные
доходы".
Необходимо учитывать, что п. 1 ст. 309
Кодекса устанавливает перечень доходов иностранных организаций, которые, как
это предусмотрено абз. 1 п. 1 ст. 309 Кодекса, не
связаны с предпринимательской деятельностью иностранных организаций в
Российской Федерации.
Поэтому любые доходы, квалифицируемые в
соответствии с п. 1 ст. 309 Кодекса, в том числе и "иные аналогичные
доходы", должны удовлетворять единому квалифицирующему признаку,
предусмотренному абз. 1 п. 1 ст. 309 Кодекса, а
именно не быть связанными с предпринимательской деятельностью в Российской Федерации.
Доходы иностранных организаций от
осуществления работ и оказания услуг на территории Российской Федерации ни при каких
обстоятельствах не могут причисляться к доходам, не связанным с
предпринимательской деятельностью в Российской Федерации. Соответственно,
доходы от выполнения работ и (или) оказания услуг на территории Российской
Федерации, включая указанные в письме услуги по проведению инспекции и
дефектоскопии оборудования, не являются "иными аналогичными доходами"
в смысле пп. 10 п. 1 ст. 309 Кодекса.
Кроме того, доходы от осуществления
работ, оказания услуг иностранными организациями на территории Российской
Федерации прямо поименованы в п. 2 ст. 309 Кодекса, и порядок их
налогообложения имеет самостоятельное правовое регулирование. Так, п. 2 ст. 309
Кодекса предусмотрено, что доходы, полученные иностранной организацией от
осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не
приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в
соответствии со ст. 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не
подлежат.
Иностранные организации, осуществляющие
свою деятельность на территории Российской Федерации через постоянные
представительства, самостоятельно исполняют обязанность налогоплательщика
налога на прибыль организаций в Российской Федерации, как это предусмотрено ст.
ст. 246, 306 и 307 Кодекса.
Таким образом, у
постоянного представительства иностранной организации при перечислении дохода
другой иностранной организации - резиденту Республики Сингапур по договору
оказания услуг на территории Российской Федерации не возникает обязанности по
удержанию и перечислению в бюджет налога у источника выплаты вне зависимости от
того, приводит деятельность сингапурской организации к образованию постоянного
представительства на территории Российской Федерации или нет.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
14.07.2006