| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Организация реализует бытовую технику через магазин розничной торговли и является плательщиком ЕНВД. Под магазин организация арендует нежилое помещение у индивидуального предпринимателя. Индивидуальный предприниматель также реализует собственные товары на данной площади (оптовая торговля) и применяет общую систему налогообложения. Магазин состоит на балансе у индивидуального предпринимателя. По договору аренды арендодатель предоставляет, а арендатор получает в пользование нежилое помещение (магазин) общей площадью 68,1 кв. м (в том числе кабинет, санузел), торговой площадью 32,5 кв. м.

В техническом паспорте на арендуемое помещение указана торговая площадь 49 кв. м. Оставшуюся часть помещения индивидуальный предприниматель отделил перегородкой и использовал под склад. Организация направила в налоговую инспекцию заявление об изменении торговой площади с 49 кв. м на 32,5 кв. м с приложенной копией вспомогательной формы к техническому паспорту на объект магазина с изменениями. ИФНС были сделаны замеры и подтверждена площадь торгового зала 32,5 кв. м. Эта площадь и учитывалась при расчете ЕНВД. В апреле 2006 г. инспекция провела налоговую проверку за 2003 и 2004 гг. и отразила недоимку, ссылаясь на данные технического паспорта. Правомерны ли действия налоговой инспекции в данной ситуации?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 4 июля 2006 г. N 03-11-04/3/335

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения положений гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении розничной торговли через магазин и сообщает следующее.

Согласно нормам гл. 26.3 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей гл. 26.3 Кодекса розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется.

Статьей 346.27 Кодекса установлено, что стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, признается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

При этом под магазином понимается специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Согласно ст. 346.29 Кодекса при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, исчисление единого налога на вмененный доход производится с использованием физического показателя базовой доходности "площадь торгового зала (в квадратных метрах)".

В соответствии со ст. 346.27 Кодекса "площадь торгового зала" - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

В целях применения гл. 26.3 Кодекса к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

Таким образом, при определении площади торгового зала для исчисления единого налога на вмененный доход налогоплательщик, осуществляющий розничную торговлю через магазин, должен исходить из торговой площади, определенной в инвентаризационных и правоустанавливающих документах на помещение магазина.

Кроме того, обращаем внимание, что технический учет жилого и нежилого фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро, методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация. Соответственно, инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилого и нежилого фонда составляются указанными организациями.

Учитывая, что переданное в аренду организации нежилое помещение изначально не предназначалось под торговлю (под магазин), после переоборудования указанного помещения под торговлю арендодатель обязан был пригласить для плановой технической инвентаризации представителей Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

Также это относится и к ситуации, когда арендатором или арендодателем производятся какие-либо другие капитальные и некапитальные изменения, в том числе и уменьшение или увеличение размера торговой площади переоборудованного под магазин нежилого помещения.

В соответствии с нормами Положения о государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", плановая техническая инвентаризация объектов учета проводится в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражения этих изменений в технических паспортах и иных учетно-технических документах.

На основании данных проведенной инвентаризации определяется площадь торгового зала или площадь торгового места, используемая в качестве физического показателя при исчислении единого налога на вмененный доход.

Учитывая, что согласно письму изначально в техническом паспорте на арендованное под магазин нежилое помещение торговая площадь составляла 49 кв. м, а в дальнейшем данное помещение было переоборудовано с уменьшением торговой площади с 49 кв. м до 32,5 кв. м, о чем была предупреждена налоговая инспекция (заявление об изменении торговой площади с приложенной копией вспомогательной формы к техническому паспорту на объект торговли), считаем, что действия налоговой инспекции, в результате которых была выявлена недоимка в 2003 и 2004 гг., можно признать правомерными только в том случае, если в этот период времени организацией еще не было подано заявление в налоговую инспекцию об изменении торговой площади.

Если же в налоговую инспекцию в указанный период времени было подано заявление об изменении торговой площади с приложенной копией вспомогательной формы к техническому паспорту на объект торговли (магазин) с изменениями, то действия налоговых органов можно признать неправомерными.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

04.07.2006

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018