| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Организация с 2004 г. обеспечивает население водой из подземных источников, а также осуществляет забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности и для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, водопоя и обслуживания скота и птицы, находящихся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан. Лицензия на право пользования недрами получена в 2005 г., лицензия на водопользование у организации отсутствует. При исчислении водного налога организация руководствовалась п. 2 ст. 333.9 НК РФ и не включала забор воды в указанных целях в объекты налогообложения, а в отношении забора воды для водоснабжения населения применяла ставку в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта, установленную в п. 3 ст. 333.12 НК РФ. Обязательно ли для применения данной ставки соблюдение организацией одновременно всех условий, указанных в Письме Минфина России от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64, а именно: наличия лицензии на водопользование; указания в лицензии цели водопользования (питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения (жилищного фонда)), сведений о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также лимитов водопользования, установленных для указанной цели; наличия договора на водопользование, заключенного в соответствии с лицензией? Правомерно ли исчисление организацией водного налога по пониженной ставке, установленной в п. 3 ст. 333.12 НК РФ, а также освобождение отдельных объектов от налогообложения или следует применять пп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ на том основании, что организация осуществляла безлицензионное водопользование?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 14 июня 2006 г. N 03-07-03-02/24

 

В соответствии с письмом о дополнительном разъяснении вопроса о налогообложении водным налогом пользования водными объектами в целях водоснабжения населения и при безлицензионном водопользовании Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В соответствии со ст. ст. 46, 49, 58 и 103 Водного кодекса Российской Федерации права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Лицензия на водопользование, в зависимости от способов и целей использования водного объекта, должна содержать в том числе сведения о водопотребителях, об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям и о лимитах водопользования.

Заключение договора пользования водным объектом после выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование является обязательным.

Лица, виновные в нарушении водного законодательства Российской Федерации, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики подтверждает свою позицию, изложенную в Письме от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64, согласно которой плательщиками водного налога, имеющими право применять ставку водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, признаются организации и физические лица, осуществляющие забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (водоснабжения жилищного фонда), в которой помимо цели пользования водным объектом отражены сведения о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения), установленные для указанной цели, и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

В отношении применения пониженной ставки водного налога при заборе воды из подземных водных объектов для питьевого водоснабжения населения отмечаем, что основанием для пользования подземными водными объектами является лицензия на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемая в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

Лицензия на пользование недрами с условиями пользования является государственным разрешением, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В условиях пользования недрами с целью добычи подземных вод установлен разрешенный (предельно допустимый) водоотбор подземных вод в кубических метрах в сутки. Данный критерий, в соответствии с п. 14 Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 N 383, может быть признан лимитом водопотребления.

Лицензия, удостоверяющая право водопользователя на пользование подземным водным объектом, оформленная на основании действующего законодательства о недрах, по нашему мнению, не требует оформления еще одной лицензии - лицензии на водопользование.

При этом следует отметить, что согласно нормам Закона Российской Федерации "О недрах" лицензия на пользование недрами закрепляет условия пользования недрами для определенных целей и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска). В таком случае заключение договора на пользование участком недр с целью добычи подземных вод не обязательно.

Учитывая изложенное, считаем, что плательщиками водного налога при заборе воды из подземных водных объектов, имеющими право применять ставку водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, могут быть признаны организации и физические лица, осуществляющие забор воды из подземных водных объектов на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод с указанием целевого использования добываемых подземных вод и разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды из подземного водного объекта. Данная ставка применяется к объемам воды, забранной из водного объекта, фактически используемой для водоснабжения населения.

Что касается освобождения от налогообложения водным налогом объемов воды, забранной из водного объекта для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан, то в данном случае также необходимо наличие соответствующей лицензии на осуществление указанного вида водопользования с обязательным отражением в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды.

Принимая во внимание, что освобождение от налогообложения или применение пониженной ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров является льготой для налогоплательщиков, при отсутствии в лицензии на водопользование или на пользование недрами для добычи подземных вод указания на целевое использование забранной воды или при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке (если получение таковой предусмотрено законодательством), водный налог уплачивается по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Безлицензионное водопользование, водопользование без заключения в соответствии с законом соответствующего договора, а также водопользование с нарушением условий, предусмотренных в лицензии или договоре, влечет наложение административного штрафа на основании ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом осуществление водопользования без лицензии в период переоформления лицензии на водопользование (при условии направления соответствующих документов на переоформление до истечения срока действия предыдущей лицензии) не является нарушением правил водопользования и не влечет наложения административного взыскания.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

М.А.МОТОРИН

14.06.2006

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018