Проблемная ситуация: ОАО просит разъяснить, в каком
размере должна уплачиваться государственная пошлина за государственную
регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка,
заключенного в связи с изменением назначения использования указанного
земельного участка: не для строительства, а для эксплуатации построенной АЗС.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 июня 2006 г. N 03-06-03-04/63
В связи с письмом
по вопросу размера государственной пошлины за государственную регистрацию
дополнительных соглашений к договорам аренды
земельного участка, связанных с изменением назначения использования переданных
в аренду земельных участков, Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики сообщает.
Согласно ст. 131
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ст. 4 Федерального
закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним" вещные права на недвижимые вещи,
ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат
государственной регистрации в Едином государственном реестре прав органами,
осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 1 ст. 450 ГК РФ
изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК
РФ, другими законами или договором.
Внесение в Единый
государственный реестр прав записей при изменении, прекращении и расторжении
договора аренды осуществляется в порядке, установленном Правилами ведения
Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним
(далее - Правила ведения ЕГРП), утвержденными Постановлением Правительства
Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения
Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с
ним".
В соответствии с п. 67 Правил ведения
ЕГРП лист записи об изменениях используется для внесения в Единый
государственный реестр прав таких сведений, которые не влекут за собой
существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на
него. К таким сведениям, в частности, относятся: смена фамилии, имени,
отчества, места жительства физического лица, наименование юридического лица или
его юридического адреса, уточнение площади объекта, изменения при незначительной
реконструкции объекта и т.п. Данный перечень является открытым.
Следовательно, дополнительное соглашение
об изменении назначения использования земельного участка, переданного в аренду,
является неотъемлемой частью договора аренды, изменяет содержание и условия
обременения вещных прав арендодателя, но не влечет изменения объекта, а также
прекращения или перехода права на него.
В настоящее время правовой основой
регулирования правоотношений, связанных с уплатой государственной пошлины за
совершение юридически значимых действий, в том числе связанных с регистрацией
прав на недвижимое имущество, ограничений (обременений) прав, их
возникновением, переходом и прекращением, является Налоговый кодекс Российской
Федерации (далее - Кодекс).
Согласно пп. 21
п. 1 ст. 333.33 Кодекса за внесение изменений в записи Единого государственного
реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически
значимых действий, предусмотренных пп. 25 настоящего
пункта, государственная пошлина уплачивается организациями в размере 300 руб.,
гражданами в размере 100 руб.
Учитывая нормы Правил ведения ЕГРП,
касающиеся внесения изменений в зарегистрированный договор аренды недвижимого
имущества, и Кодекса, за государственную регистрацию дополнительного соглашения
к договору аренды земельного участка, предусматривающего изменение назначения
использования переданного в аренду земельного участка, должна уплачиваться
государственная пошлина в размерах, определенных пп.
21 п. 1 ст. 333.33 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
13.06.2006