| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В Письме Минфина России от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02 изложена позиция об отсутствии правовых оснований для установления отчетных периодов по транспортному налогу законами субъектов Российской Федерации и для начисления пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу до внесения изменений в гл. 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, вступивших в силу с 01.01.2006, предусматривающих отчетные периоды и авансовые платежи по транспортному налогу.

Однако в период 2003 - 2005 гг. законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в большинстве случаев были установлены отчетные периоды и порядок расчета авансовых платежей по транспортному налогу.

В свою очередь, налоговые органы, осуществляя функции, возложенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, производили начисление пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, установленных законами субъектов Российской Федерации и зачисляемых в соответствующий бюджет субъекта Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным просим разъяснить, имеют ли налогоплательщики право на возврат излишне взысканных сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за период 2003 - 2005 гг. Если да, то в каком порядке?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 2 июня 2006 г. N 03-06-02-02/73

 

В связи с письмом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики подтверждает свою позицию, изложенную в Письме Минфина России от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02, и по вопросу возврата начисленных и взысканных налоговыми органами сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за период 2003 - 2005 гг. сообщает следующее.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги считаются установленными, когда определены все элементы налогообложения (ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)).

Статьей 14 Кодекса транспортный налог отнесен к региональным налогам, при установлении которых законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.

Учитывая, что до 1 января 2006 г. отчетные периоды по транспортному налогу Кодексом не были предусмотрены и на налогоплательщиков не возлагались обязанности по уплате авансовых платежей и представлению расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу, правовые основания для начисления и взыскания с налогоплательщиков сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу отсутствовали. Данная позиция отражена, в частности, в Постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.2005 N 32пв04.

В Постановлении от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" отражена позиция Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающаяся, в частности, порядка взыскания сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей. В соответствии с данной позицией пени, предусмотренные ст. 75 Кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 Кодекса.

В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Статьей 6 Кодекса установлено, что нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Кодексу, если такой акт, в частности, изменяет определенное Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, или иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Кодекса. Признание нормативного правового акта не соответствующим Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено Кодексом.

В случае признания закона субъекта Российской Федерации о транспортном налоге противоречащим федеральному законодательству и, следовательно, недействующим налогоплательщики в силу ст. 21 Кодекса имеют право на своевременный возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Возврат излишне взысканных сумм пени осуществляется налоговыми органами по месту учета налогоплательщика в порядке, установленном ст. 79 Кодекса.

В соответствии с п. 2 указанной статьи Кодекса решение о возврате излишне взысканных сумм пени принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взысканы суммы пени, а судом - в порядке искового судопроизводства.

Учитывая изложенное, полагаем, что возврат излишне взысканных сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за период 2003 - 2005 гг. необходимо производить налоговым органам на основании письменного заявления налогоплательщика в том случае, если закон субъекта Российской Федерации о транспортном налоге в части установления авансовых платежей по транспортному налогу признан судом недействующим.

В настоящее время Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2006 N 59-Г05-26 и от 29.03.2006 N 33-Г06-4 признаны недействующими в части установления авансовых платежей по транспортному налогу соответственно положения Закона Амурской области от 18.11.2002 N 142-ОЗ "О транспортном налоге на территории Амурской области" и Закона Ленинградской области от 22.11.2002 N 51-ОЗ " О транспортном налоге".

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

М.А.МОТОРИН

02.06.2006

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018