Проблемная ситуация: Банк просит дать разъяснения по
следующему вопросу.
Налоговые органы в рамках проведения
мероприятий налогового контроля (налоговых проверок) дополнительно к банковским
документам требуют представления учредительных документов и карточек с
образцами подписей и оттиска печати клиентов банка. Банк считает указанные
требования необоснованными по следующим основаниям.
Статьей 31 НК РФ предусмотрено право
налоговых органов требовать от налогоплательщика, его контрагента и налогового
агента документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и
перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие
правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления)
налогов.
Согласно ст. 857 ГК РФ к банковской тайне
относятся сведения о банковском счете, банковском вкладе, об операциях по
счету, а также сведения о клиенте.
Вместе с тем сведения, содержащие
банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их
должностным лицам исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 87 НК РФ, если при
проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налогового органа
возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика
(плательщика сборов), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть
истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого
налогоплательщика (плательщика сборов) (встречная проверка).
Также п. 3 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991
N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам
предоставлено право получать от предприятий,
учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения)
справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности
налогоплательщика.
Таким образом, случаи и порядок
представления учредительных документов, а также карточек с образцами подписей и
оттиска печати клиентов банка по запросу налогового органа законодательством не
установлены.
Кроме того, при государственной
регистрации юридического лица в регистрирующий орган в соответствии с
Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представляются
учредительные документы юридических лиц, т.е. у налогового органа имеется
полный комплект учредительных документов.
Представление указанных документов не
влияет на правильность исчисления и уплаты налога.
На основании изложенного просим
разъяснить, правомерны ли запросы налоговых органов о представлении
учредительных документов и карточек с образцами подписей и оттиска печати
клиентов банка.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 мая 2006 г. N 03-02-07/138
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо и сообщается следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 857
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сведения,
составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам
и их должностным лицам исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены
законом.
Согласно пп. 11 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) налоговые органы вправе требовать от банков документы,
подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков
сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых
органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и
налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов.
Согласно п. 2 ст. 86 Кодекса банки
обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и
граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской
Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.
Согласно ст. 26
Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской
деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам
(судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным
органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами
об их деятельности.
Согласно ст. 87 Кодекса, если при
проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов
возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика
(плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть
истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого
налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
Налоговым органам в целях проведения
полноценной объективной проверки соблюдения налогоплательщиками положений
законодательства о налогах и сборах необходимо обладать всесторонней и
достоверной информацией о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, как
предоставляемой в налоговые органы самими налогоплательщиками, так и истребуемой налоговыми органами у третьих лиц (контрагентов
налогоплательщиков, банков).
Учитывая изложенное, полагаем, что в
рамках проведения встречной налоговой проверки налоговые органы вправе
истребовать у банков документы, относящиеся к деятельности проверяемого
налогоплательщика, в том числе и учредительные документы, карточки с образцами
подписей и оттиска печати клиентов банка.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
31.05.2006