Проблемная ситуация: О порядке применения Соглашения
между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь
о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров,
выполнении работ, оказании услуг, подписанного 15.09.2004.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 10 мая 2006 г. N 03-2-03/904@
Федеральная налоговая служба, рассмотрев
запрос, сообщает следующее.
1. По вопросу 1.
Пунктом 6 разд. I
Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их
уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой
Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о
принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении
работ, оказании услуг, подписанного 15.09.2004 (далее - Соглашение),
предусмотрено представление налогоплательщиками в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией документов,
указанных в данном пункте разд. I Положения, в том числе транспортных
документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь
на территорию Российской Федерации.
При реализации товаров, вывезенных с
территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, для
обоснования применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость (далее -
НДС) налогоплательщики одновременно с налоговой декларацией представляют
документы, предусмотренные п. 2 разд. II Положения, в том числе копии
транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого
товара.
В случае если перевозка товаров с
территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны
осуществлялась российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте,
необходимо учитывать следующее.
В соответствии со ст. 2 Федерального
закона Российской Федерации от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного
транспорта Российской Федерации" перевозочный документ - документ,
подтверждающий заключение договора перевозки груза (транспортная
железнодорожная накладная) или удостоверяющий заключение договора перевозки
пассажира, багажа, грузобагажа (проездной документ
(билет), багажная квитанция, грузобагажная
квитанция).
В соответствии с Правилами
перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на
федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными Приказом МПС России от
26.07.2002 N 30 (зарегистрирован в Минюсте России 08.08.2002, рег. N 3675) (далее - Правила перевозки), в подтверждение приема грузобагажа к перевозке отправителю выдается грузобагажная квитанция, оформленная на основании его
заявления с указанием в том числе наименования грузобагажа.
При получении грузобагажа
лицо, уполномоченное на его получение, расписывается на оборотной стороне
дорожной грузобагажной ведомости.
По просьбе лица, уполномоченного на
получение грузобагажа, в багажном отделении может
быть снята копия с дорожной грузобагажной ведомости,
которая заверяется подписью работника багажного отделения и штемпелем станции (вокзала).
Таким образом, в случае перевозки товаров
с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны
грузобагажом на железнодорожном транспорте
налогоплательщик в качестве транспортного документа, предусмотренного для
представления в налоговый орган Положением, может представить грузобагажную квитанцию (ее копию) либо дорожную грузобагажную ведомость (ее копию).
В соответствии с Правилами перевозок, в
подтверждение приема багажа для перевозки багажным отделением пассажиру на первоначальной
станции отправления выдается одна или несколько багажных квитанций, в которых указываются в том числе наименование перевозимого багажа,
станция назначения, номер проездного документа (билета).
Таким образом, в случае перевозки товаров
с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны
багажом на железнодорожном транспорте налогоплательщик в качестве транспортного
документа, предусмотренного для представления в налоговый орган Положением,
может представить багажную квитанцию (ее копию).
В случае отсутствия
на багажной квитанции сведений о станции отправления или маршруте отправки
багажа налоговый орган в ходе налоговой проверки при необходимости проводит
соответствующие мероприятия налогового контроля в целях подтверждения факта
перемещения товара (перевозки багажа) с территории государства одной Стороны на
территорию государства другой Стороны, в частности, истребует у
налогоплательщика проездной документ (билет) пассажира, отправившего данный
багаж, в котором содержатся сведения о
станции отправления.
Что касается вопроса о документах,
подтверждающих перемещение товаров с территории государства одной Стороны на
территорию государства другой Стороны международными почтовыми отправлениями в
рамках международного почтового обмена, следует руководствоваться
разъяснениями, направленными Письмом ФНС России от 19.04.2006 N 03-2-03/760@.
В случае если доставка товаров при их
реализации в Республику Беларусь осуществлялась уполномоченным представителем
налогоплательщика ручной кладью, то, принимая во внимание, что транспортный
документ при таком перемещении товаров не оформляется, необходимо учитывать
следующее.
Согласно абз. 2 п. 4 разд. II Положения в случае непредставления в
налоговые органы документов, предусмотренных п. 2 разд. II Положения, налоговые
органы вправе принять решение о подтверждении обоснованности применения нулевой
ставки НДС и налоговых вычетов в отношении операций по реализации товаров,
вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь,
при наличии в налоговых органах Российской Федерации подтверждения в электронном виде от налоговых органов
Республики Беларусь факта уплаты косвенных налогов в полном объеме
(освобождения от уплаты налогов). При этом Положение не устанавливает
обязанность принятия налоговым органом данного решения при наличии в налоговом
органе указанного подтверждения.
В связи с чем
сделать выводы о правомерности либо неправомерности применения налоговой ставки
0 процентов и налоговых вычетов по НДС и принять соответствующее решение о возмещении
путем зачета или возврата сумм НДС либо об отказе (полностью или частично) в
возмещении налоговый орган должен на основании анализа всех имеющихся у
налогового органа сведений (документов), в том числе полученных при проведении
мероприятий налогового контроля.
Таким образом, если
налогоплательщиком в обоснование применения нулевой ставки НДС транспортный
документ о перевозке экспортируемого товара не представлен в связи с тем, что
доставка товаров при их реализации в Республику Беларусь осуществлялась
уполномоченным представителем налогоплательщика ручной кладью и транспортный
документ при такой доставке не оформляется, и при этом в налоговом органе
имеется подтверждение в электронном виде от налоговых органов Республики Беларусь факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения
от уплаты налогов), то с учетом вышеизложенного налоговый орган принимает
соответствующее решение по проверке на основании результатов анализа всех
имеющихся у налогового органа сведений (документов), в том числе полученных при
проведении мероприятий налогового контроля.
2. По вопросу 2.
Согласно положениям
Порядка проставления налоговыми органами отметок на заявлениях о ввозе товаров
и уплате косвенных налогов, утвержденного Приказом Минфина России от 20.01.2005
N 3н (далее - Порядок от 20.01.2005 N 3н), для проставления отметок на
счетах-фактурах в налоговый орган по месту учета обращаются
налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся
собственниками товаров, экспортируемых в Республику Беларусь. В связи с чем при реализации товаров в
Республику Беларусь через комиссионера собственник этих товаров
(налогоплательщик-экспортер (комитент)) представляет в налоговый орган по месту
своего учета для проставления отметок счета-фактуры, составленные
комиссионером.
3. По вопросу 3.
При обнаружении налогоплательщиком ошибок
в ранее представленном в налоговый орган заявлении о ввозе товаров и уплате
косвенных налогов (далее - Заявление) налогоплательщик вправе представить новое
Заявление. При этом указанное Заявление может быть
представлено как одновременно с корректирующей налоговой декларацией по
косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров
на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь (далее -
налоговая декларация по косвенным налогам) и иными документами,
предусмотренными п. 6 разд. I Положения (в случае, если налогоплательщиком
обнаружены ошибки, повлекшие изменение суммы НДС, подлежащей уплате в
бюджет (освобождению от налогообложения)), так и без представления налоговой
декларации по косвенным налогам (в случае, если обнаруженные налогоплательщиком
ошибки не повлекли изменения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет
(освобождению от налогообложения)).
Порядок регистрации налоговым органом
новых Заявлений и проставления на них соответствующих отметок производится в
соответствии с Порядком от 20.01.2005 N 3н.
При этом налоговым органом в базе данных
"Беларусь-обмен" местного уровня создается новая версия Заявления с
указанием нового регистрационного номера.
4. По вопросу 4.
Позиция ФНС России по вопросу
налогообложения НДС операций по ввозу товаров с территории Республики Беларусь
на территорию Российской Федерации, в случае поставок товаров, не
соответствующих договорам купли-продажи, согласовывается с Минфином России.
Разъяснения по данному вопросу будут доведены при получении соответствующих
разъяснений Минфина России.
5. По вопросу 5.
Документы, предусмотренные п. 2 разд. II
Положения, представляются в налоговый орган в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров. При этом датой отгрузки
(передачи) товара признается дата составления первичного учетного документа,
оформленного при отгрузке (передаче) товаров и подтверждающего ее.
6. По вопросу 6.
Согласно разд. I Положения НДС, подлежащий
уплате по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь на территорию
Российской Федерации, уплачивается не позднее 20 числа месяца, следующего за
месяцем принятия на учет ввезенных товаров. В этот же срок налогоплательщик
обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам.
Нормами Положения предусмотрено, что одновременно с налоговой декларацией
налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, указанные в п. 6
разд. I Положения.
Вместе с тем,
принимая во внимание, что Положением установлен конкретный срок для
представления налоговой декларации по косвенным налогам и уплаты НДС, то
независимо от наличия у налогоплательщика полного пакета документов, указанных
в п. 6 разд. I Положения, в вышеуказанный срок налогоплательщик обязан
представить налоговую декларацию по косвенным налогам, в которой отражена сумма
НДС, подлежащая уплате в бюджет, и уплатить эту сумму налога. При этом указанная сумма НДС подлежит отражению в
налоговой декларации по косвенным налогам, в том числе и в случае, когда
налоговым органом отказано в проставлении соответствующей отметки на
представленном налогоплательщиком Заявлении по основаниям, указанным в п. 8
Порядка от 20.01.2005 N 3н.
7. По вопросу 7.
Налоговая база по товарам, ввозимым на
территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, исчисленная с
учетом расходов, например по доставке товаров, будет облагаться по ставкам,
применяемым к ввозимым товарам в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 164 Налогового
кодекса.
8. По вопросу 8.
Согласно ст. 5 Соглашения порядок
взимания НДС при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным
Протоколом, являющимся неотъемлемой частью Соглашения.
До вступления в силу указанного протокола
налогообложение работ (услуг) НДС производится исходя из места реализации работ
(услуг) в соответствии с положениями ст. 148 Налогового кодекса. В частности, при реализации товаров, вывезенных с территории
Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, транспортные услуги,
оказанные покупателю, по доставке ему товаров с территории Российской Федерации
на территорию Республики Беларусь собственным транспортом продавца, стоимость
которых не включена в цену экспортируемых товаров, облагаются по налоговой
ставке 18 процентов.
М.П.МОКРЕЦОВ
10.05.2006