Проблемная ситуация: Банк просит разъяснить порядок
учета затрат на организацию филиалов банка в целях налогового учета.
Банк приобрел новый офис и планирует
провести в нем реконструкцию. В период реконструкции офисного здания и
доведения его до состояния, пригодного для эксплуатации, банк несет следующие
расходы, связанные с приобретенным помещением: коммунальные платежи, расходы по
охране, другие аналогичные расходы.
Каков порядок учета в целях
налогообложения указанных расходов в период до начала проведения работ по
реконструкции (во время выбора подрядчика и оформления с ним договорных
отношений), а также непосредственно в период реконструкции офисного здания
банка?
Сохранится ли порядок налогового учета
перечисленных выше расходов при условии, что здание, в котором организуется
филиал, арендуется банком, а не приобретено им в собственность?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 апреля 2006 г. N 03-03-04/2/118
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей
налогообложения расходов банка, произведенных в период реконструкции
приобретенного объекта недвижимости, и сообщает следующее.
1. К расходам,
связанным с организацией филиалов, можно отнести следующие расходы: по аренде
помещений для вновь открываемого филиала, на проведение ремонта помещений
нового филиала, эксплуатационные расходы по содержанию зданий (помещений)
нового филиала, затраты на оплату труда сотрудников, принятых в штат банка,
командировочные расходы, связанные с банковской деятельностью, расходы на
подготовку документов на объекты недвижимости для регистрации договора аренды,
оплату регистрации договора аренды нежилого помещения, расходы,
связанные с изготовлением печати, заверением образцов
подписей руководителя и главного бухгалтера, с внесением изменений и дополнений
в устав кредитной организации и ряд аналогичных расходов.
Указанные расходы, в соответствии с пп. 34 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс), следует учитывать в составе прочих расходов, связанных с
производством и реализацией, как расходы на подготовку и освоение новых
производств, цехов и агрегатов.
Перечисленные расходы связаны с
организацией филиалов, осуществленные до момента регистрации филиала Банком
России.
Капитальные вложения, направленные на
реконструкцию здания, относятся к расходам капитального характера, которые не
учитываются для целей налогообложения прибыли.
По нашему мнению, в период проведения
реконструкции здания все затраты банка, связанные с содержанием
реконструируемого здания, включаются в расходы по реконструкции, увеличивающие
первоначальную стоимость здания.
При этом следует иметь в виду, что
согласно п. 3 ст. 256 Кодекса из состава амортизируемого имущества в целях
налогообложения прибыли исключаются основные средства, находящиеся по решению
руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью
свыше 12 месяцев.
2. При аренде здания перечень расходов,
учитываемых арендатором в составе арендной платы, регулируется условиями
договора аренды.
В соответствии с пп.
10 п. 1 ст. 264 Кодекса арендные платежи за арендуемое имущество относятся к
прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Если арендатор с согласия арендодателя
производит капитальные вложения в арендованное имущество в форме неотделимых
улучшений, то с 1 января 2006 г. в соответствии с п. 1 ст. 256 Кодекса
указанные капитальные вложения признаются амортизируемым имуществом.
Порядок начисления амортизации по
указанным капитальным вложениям определен п. 2 ст. 259 Кодекса.
Арендатор начисляет амортизацию по
амортизируемому имуществу в виде капитальных вложений в объекты арендованных
основных средств только на период действия договора аренды указанных основных
средств.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
24.04.2006