| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Просим разъяснить порядок налогообложения доходов учредителей управления, полученных в рамках договора доверительного управления имуществом с объединением имущества в единый имущественный комплекс - ОФБУ (общие фонды банковского управления).

Определение налоговой базы по доходам, полученным участниками договора доверительного управления имуществом с объединением имущества в единый имущественный комплекс - ОФБУ, осуществляется в соответствии со ст. 278 НК РФ. Ввиду того что отдельными статьями НК РФ (280, 281, 301 - 305) установлены особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами (в том числе с государственными и муниципальными ценными бумагами), просим разъяснить следующее.

1. В соответствии с какой статьей НК РФ и по какой налоговой ставке учредитель управления - юридическое лицо должен определять налогооблагаемую базу по операциям с ценными бумагами (в том числе в отношении купонного дохода по государственным и муниципальным ценным бумагам) в рамках ОФБУ?

2. Какие сведения банк - доверительный управляющий должен представлять учредителю доверительного управления?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 апреля 2006 г. N 03-03-04/2/111

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу порядка налогообложения доходов учредителей управления, полученных в рамках договора доверительного управления имуществом с объединением имущества в единый имущественный комплекс - ОФБУ, и сообщает следующее.

Особенности формирования налоговой базы по налогу на прибыль участников ОФБУ положениями гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не предусмотрены.

Согласно п. 2.5 Инструкции Банка России от 02.07.1997 N 63 "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями" (далее - Инструкция N 63) общие фонды банковского управления представляют собой имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления.

Из приведенного определения следует, что к ОФБУ могут быть применены нормы гражданского законодательства, действующие в отношении простого товарищества.

Так, ст. 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства.

Учитывая изложенное, определение налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом с объединением имущества в единый имущественный комплекс - ОФБУ должно осуществляться в соответствии со ст. 278 Кодекса, а доверительный управляющий рассматривается как лицо, которому поручено ведение дел простого товарищества.

В соответствии с п. 3 ст. 278 Кодекса участник товарищества, осуществляющий учет доходов и расходов этого товарищества для целей налогообложения, обязан определять нарастающим итогом по результатам каждого отчетного (налогового) периода прибыль каждого участника товарищества пропорционально доле соответствующего участника товарищества, установленной соглашениями, в прибыли товарищества, полученной за отчетный (налоговый) период от деятельности всех участников в рамках товарищества. О суммах причитающихся (распределяемых) доходов каждому участнику товарищества участник товарищества, осуществляющий учет доходов и расходов, обязан ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, сообщать каждому участнику этого товарищества.

Согласно п. 4 ст. 278 Кодекса доходы, полученные от участия в товариществе, включаются в состав внереализационных доходов налогоплательщиков - участников товарищества и подлежат налогообложению в порядке, установленном Кодексом. Убытки товарищества не распределяются между его участниками и при налогообложении ими не учитываются.

В п. 8 ст. 274 Кодекса определено, что убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с настоящей главой, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 25 Кодекса.

Учитывая изложенное, отрицательная разница между полученными товариществом доходами и произведенными расходами при налогообложении не учитывается.

В отношении ОФБУ следует иметь в виду, что согласно Инструкции N 63 по каждому ОФБУ ведется отдельный баланс. При этом ведется аналитический учет долевых взносов участников ОФБУ. Доходы (прибыль), за вычетом вознаграждения, причитающегося доверительному управляющему, и компенсации расходов доверительного управляющего на управление ОФБУ, делятся пропорционально доле каждого участника ОФБУ.

Прибыль (убыток), определяемые в порядке, установленном Инструкцией N 63, участвуют в формировании текущей стоимости паев ОФБУ.

Кредитная организация, создавшая ОФБУ, должна представлять учредителю данные в объеме, установленном в разд. 7 Инструкции N 63, в том числе информацию о доходе (прибыли), приходящемся на каждого учредителя ОФБУ, и информацию о текущей стоимости пая.

Следовательно, в случае, если по результатам отчетного (налогового) периода от деятельности ОФБУ, доходы и расходы от которой определяются нарастающим итогом, получена прибыль, то она отражается у каждого участника ОФБУ в соответствующей доле в составе внереализационных доходов и подлежит налогообложению в порядке, установленном указанной главой, по общеустановленной ставке 24 процента независимо от того, что в рамках ОФБУ могут быть получены доходы в виде дивидендов и процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам, облагаемые по ставкам меньшим чем 24 процента.

Участник ОФБУ, передав денежные средства в ОФБУ, получает определенное количество паев ОФБУ по цене приобретения.

Если условия ОФБУ предусматривают промежуточные выплаты дохода (прибыли) по итогам какого-либо периода, в сумме, равной приросту стоимости пая, то участник ОФБУ должен отражать в налоговой базе по итогам отчетного (налогового) периода сумму прироста стоимости пая, причитающуюся к получению по итогам этого отчетного (налогового) периода.

Если условия ОФБУ не предусматривают промежуточные выплаты дохода (прибыли), то налогообложение участников ОФБУ производится в следующем порядке.

До окончания первого налогового периода после даты приобретения паев участник ОФБУ по итогам отчетного (налогового) периода или при выходе из ОФБУ должен учесть в налоговой базе прибыль от деятельности ОФБУ в виде разницы между стоимостью паев на последний день отчетного (налогового) периода или на день выхода из ОФБУ и стоимостью их приобретения.

Если по итогам отчетного (налогового) периода или на день выхода из ОФБУ будет получен убыток, т.е. стоимость пая на последний день отчетного (налогового) периода или на день выхода из ОФБУ станет меньше стоимости приобретения пая, то этот убыток не учитывается участником при исчислении налогооблагаемой прибыли, так как согласно п. 4 ст. 278 Кодекса убытки товарищества не распределяются между его участниками и при налогообложении не учитываются. При этом в налоговой базе участника, определяемой в соответствии со ст. 274 Кодекса, должен быть отражен результат, равный нулю.

По итогам следующего отчетного периода или при выходе из ОФБУ в следующем налоговом периоде участник ОФБУ должен учесть в налоговой базе разницу между стоимостью паев на последний день этого отчетного периода или на день выхода из ОФБУ и стоимостью их приобретения, скорректированную на сумму, равную приросту стоимости паев, учтенную ранее при налогообложении по итогам предыдущего налогового периода.

Таким образом, доверительный управляющий, осуществляющий доверительное управление ценными бумагами в рамках ОФБУ, представляет учредителям только сведения о стоимости (приросте стоимости) паев.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

20.04.2006

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018