Проблемная ситуация: На основании заключаемого
гражданско-правового договора профсоюзная организация обязуется на период его
действия осуществлять культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу,
а также мероприятия по организации оздоровительной кампании для детей и
подростков, а организация-работодатель - производить отчисления на расчетный
счет профсоюзной организации в сроки, предусмотренные договором. Перечень
мероприятий, размеры цен, тарифов и расценок, применяемых профсоюзной
организацией при планировании средств, необходимых для проведения каждого
мероприятия, в обязательном порядке согласовываются между сторонами.
В рамках исполнения договора
организацией-работодателем производятся целевые денежные отчисления на
расчетный счет профсоюзной организации для организации отдыха детей своих
работников, состав которых заранее определен, - приобретения путевок через
туристическую компанию. Таким образом, на момент оплаты профсоюзной
организацией путевок туристической компании у физических лиц образуется доход, полученный
в натуральной форме.
На основании изложенного просим
разъяснить, кто в данном случае является источником дохода и на кого
возлагаются обязанности налогового агента по исчислению и уплате налога с
доходов, полученных в натуральной форме в виде оплаты путевок в интересах
налогоплательщика, - на профсоюзную организацию или организацию-работодателя.
Необходимо ли в рассматриваемом случае учитывать, что организация-работодатель,
перечисляя целевые денежные средства в рамках заключенного гражданско-правового
договора, оплачивает через профсоюзную организацию стоимость туристических
путевок в интересах детей конкретных сотрудников?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 марта 2006 г. N 03-05-01-07/13
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 377 Трудового
кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных коллективным договором,
работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на
культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.
Согласно п. 1 ст.
210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении
налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в
денежной, так и в натуральной формах.
Оплата за налогоплательщика (полностью
или частично) организациями товаров (работ, услуг) в его интересах в
соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 211 Кодекса признается
доходом, полученным налогоплательщиком в натуральной форме.
При получении налогоплательщиком дохода
от организаций в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) налоговая база
определена п. 1 ст. 211 Кодекса как стоимость этих товаров (работ, услуг),
исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 Кодекса.
Таким образом, стоимость путевок для
детей сотрудников организации, оплаченных профсоюзной организацией, являясь в
соответствии со ст. 211 Кодекса их доходом, полученным в натуральной форме,
подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном
порядке.
Согласно п. 1 ст. 226 Кодекса российские
организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик
получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить
сумму налога на доходы физических лиц.
Исключение составляют доходы, в отношении
которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст.
214.1, 227 и 228 Кодекса.
Поскольку, как указывается в
рассматриваемом письме, непосредственно оплата путевок детей сотрудников
осуществляется профсоюзной организацией за счет средств, перечисленных во
исполнение договора организацией-работодателем, то именно профсоюзная
организация на основании ст. 226 Кодекса признается налоговым агентом и обязана
исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога.
В соответствии с п. 4 ст. 226 Кодекса
налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из
доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
В рассматриваемой ситуации у профсоюзной
организации отсутствует возможность удержать налог на доходы физических лиц у
налогоплательщиков, поскольку при получении дохода в натуральной форме не
происходит выплаты денежных средств налогоплательщику.
Согласно п. 5 ст. 226 Кодекса при
невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый
агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих
обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о
невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
В этом случае исчисление и уплату налога
на доходы физических лиц налогоплательщик осуществляет самостоятельно в
порядке, предусмотренном ст. 228 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
30.03.2006