Проблемная ситуация: ЗАО осуществляет деятельность по
приемке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов. Согласно ГОСТ
2787-75 "Металлы черные вторичные" приемка вторичных черных металлов
должна производиться по массе металла. Скидка массы на засоренность безвредными
примесями и маслом должна производиться в соответствии с фактической
засоренностью, определяемой при приемке. Согласно ГОСТ 1639-93 "Лом и
отходы цветных металлов и сплавов" приемку лома и отходов цветных металлов
и сплавов проводят по массе нетто металла. Масса нетто металла (сплава)
определяется как разность между массой груза брутто и массой транспортного
средства, тары и засоренности. Нормы засоренности металла прописаны в
вышеуказанных ГОСТах.
Учитывая вышеизложенное,
при передаче металлолома образуется разность в весе отправленного и принятого
лома на сумму засоренности.
Просим разъяснить, вправе ли ЗАО при
определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций включать сумму
засоренности в материальные расходы по статье технологические потери при
производстве и (или) транспортировке?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 марта 2006 г. N 03-03-04/1/289
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания в целях
налогообложения прибыли расходов в виде засоренности принятого лома и сообщает
следующее.
Согласно письму в соответствии с ГОСТ
2787-75 "Металлы черные вторичные" при приемке вторичных черных
металлов в массе принимаемых вторичных черных металлов не учитывается засоренность
безвредными примесями и маслом в фактическом ее размере. Таким образом,
налогоплательщик не несет никаких потерь, связанных с приемкой черных металлов.
Кроме того, как следует из письма,
организация осуществляет приемку лома и отходов цветных металлов. Согласно ГОСТ
1639-93 "Лом и отходы цветных металлов и сплавов" при приемке данного
сырья засоренность металла учитывается исходя из норм засоренности. Это
означает, что при приемке лома и отходов цветных металлов у налогоплательщика также
не образуется никаких потерь.
Учитывая положения ст. 252 Кодекса, для
целей налогообложения прибыли организаций при отнесении к материальным расходам
технологических потерь при производстве и (или) транспортировке важным является
факт их экономической обоснованности и документального подтверждения.
Из письма также следует, что при
осуществлении организацией в дальнейшем реализации металлолома покупатель
осуществляет скидку массы на засоренность безвредными примесями и маслом. В
связи с этим у организации образуются потери на сумму такой скидки.
В соответствии с пп.
3 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к
материальным расходам для целей налогообложения прибыли приравниваются
технологические потери при производстве и (или) транспортировке.
В связи с принятием
Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января
2006 г. вступает в действие новая редакция пп. 3 п. 7
ст. 254 Кодекса, согласно которой к материальным расходам для целей
налогообложения прибыли приравниваются технологические потери при производстве и (или) транспортировке. Технологическими потерями
признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ,
услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и
(или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками
применяемого сырья.
Порядок отраслевого урегулирования
вопросов разработки и утверждения нормативов технологических потерь при
производстве и (или) транспортировке не является предметом ведения
законодательства о налогах и сборах.
Исходя из технологических особенностей
собственного производственного цикла и процесса транспортировки,
налогоплательщик определяет норматив образования безвозвратных отходов каждого
конкретного вида сырья и материалов, используемых в производстве. Данный
норматив на предприятии может быть установлен, в частности, технологической
картой, сметой технологического процесса или иным аналогичным документом,
которые являются внутренними документами, не имеющими унифицированной формы.
Вышеназванные документы разрабатываются
специалистами предприятия, контролирующими технологический процесс (например,
технологами), и утверждаются уполномоченными руководством предприятия лицами
(например, главным технологом или главным инженером).
Чтобы установить нормативы образования
технологических отходов, используются отраслевые нормативные акты, расчеты и
исследования технологических служб организации либо иные лимиты,
регламентирующие ход технологического процесса.
При этом необходимость составления
технологической карты, сметы технологического процесса или иного аналогичного
документа обусловливается особенностью технологического процесса.
В том случае, если налогоплательщик не
составляет технологическую карту или иной аналогичный документ, подтверждением
расходов в виде технологических потерь при производстве и (или) транспортировке
являются отраслевые нормативные акты, в том числе ГОСТы, расчеты и исследования
технологических служб организации либо иные лимиты, регламентирующие ход
технологического процесса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
27.03.2006