Проблемная ситуация: В организации работает гражданин
Белоруссии, НДФЛ с его доходов с апреля 2005 г. исчислялся по налоговой ставке
30 процентов и в срок уплачивался в бюджет в соответствии с КБК 182 1 01 02030
01 1000 110 "Налог на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми
резидентами Российской Федерации". В октябре 2005 г.
произошло уточнение налогового статуса вышеназванного работника, как
пребывавшего на территории Российской Федерации свыше 183 дней, и был
произведен перерасчет НДФЛ по налоговой ставке 13 процентов за весь период
пребывания его на территории Российской Федерации и получения дохода в
организации с апреля 2005 г. Но перечисление НДФЛ с доходов резидентов
Российской Федерации, облагаемых по налоговой ставке 13 процентов,
должно осуществляться в соответствии с КБК 182 1 01 02021 01 1000 110
"Налог на доходы физических лиц, за исключением доходов... полученных
физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской
Федерации...". В налоговой инспекции организации устно сообщили, что момент
взаимозачета между этими двумя КБК методологически не разрешен и, несмотря на то что организация провела свои действия в соответствии с
действующим законодательством, ей могут грозить штрафные санкции за недоплату
по второму КБК (НДФЛ с доходов резидентов по налоговой ставке 13 процентов), в
то время как по первому КБК (НДФЛ с доходов нерезидентов по налоговой ставке 30
процентов) у организации образовалась переплата.
Согласно вышеизложенной проблеме просим
дать разъяснение: если нужен взаимозачет, каков механизм его осуществления?
Правомерно ли применение каких-либо штрафных санкций к организации в этой
ситуации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 марта 2006 г. N 03-05-01-04/69
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Согласно ст. 78 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма излишне уплаченного налога подлежит
зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому
или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке,
предусмотренном данной статьей.
По заявлению
налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного
налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или
сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот
же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная
сумма налога на основании п. 5 ст. 78 Кодекса.
В соответствии с п.
2 ст. 56, п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 3
Закона г. Москвы от 09.11.2005 N 56 "О бюджете города Москвы на 2006
год" денежные средства по КБК 182 1 01 02030 01 1000 110 - налог на доходы
физических лиц с доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми
резидентами Российской Федерации, и по
КБК 182 1 01 02021 01 1000 110 - налог на доходы физических лиц с доходов,
облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 Кодекса (13%), в
размере 100% зачисляются в бюджет г. Москвы.
Как указывается в рассматриваемом письме,
в связи с перерасчетом налоговой базы иностранных работников, ставших по
истечении 183 дней налоговыми резидентами Российской Федерации, образовалась
переплата налога на доходы физических лиц по КБК 182 1 01 02030 01 1000 110 (налог
на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской
Федерации).
С учетом вышеизложенного переплата налога
на доходы физических лиц, образовавшаяся по коду бюджетной классификации,
соответствующему ставке 30%, в результате уточнения налогового статуса
физического лица должна быть направлена налоговым агентом на погашение недоимки
или в счет предстоящих платежей по налогу на доходы физических лиц с доходов,
облагаемых по налоговой ставке 13%.
Поскольку в рассматриваемом случае обязанность
организации - налогового агента по перечислению налога на доходы физических лиц
в соответствующий бюджет исполнена, следовательно, применение налоговой
ответственности в виде штрафа к данному налоговому агенту неправомерно.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
24.03.2006