Проблемная ситуация: В соответствии
с положениями ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О
квотировании рабочих мест" работодатели, независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности организаций, в случае
невыполнения квоты для приема на работу инвалидов уплачивают ежемесячно в
целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в г. Москве компенсационную
стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для
трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты,
в порядке, установленном правовыми актами г. Москвы.
Указанные выплаты включаются в состав
расходов как "другие расходы, связанные с производством и
реализацией" (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ),
поскольку такие платежи являются документально подтвержденными и обоснованными,
так как установлены действующим законодательством.
Однако ч. 4 ст. 21
Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации", предусматривающая внесение работодателями
обязательной платы ежемесячно в бюджеты субъектов Российской Федерации за
каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в случае
невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на
работу инвалидов, признана утратившей силу с 1 января 2005 г. (Федеральный
закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
В связи с этим
установленная Законом г. Москвы ежемесячная выплата компенсационной стоимости
квотируемого рабочего места в случае невыполнения квоты для приема на работу
инвалидов с 1 января 2005 г. противоречит Федеральному закону, при этом в
соответствии с Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2005
по делу N 5-ГО5-45 рассматриваемые положения Закона г. Москвы от 22.12.2004 N
90 "О квотировании рабочих мест"
признаны незаконными только с 10.08.2005 (то есть с даты
вступления судебного акта в законную силу).
На основании вышеизложенного просим
разъяснить, включается ли обязательная плата в связи с невозможностью исполнить
условия квотирования в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на
прибыль, за период с 01.01.2005 до 10.08.2005.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 марта 2006 г. N 03-03-04/1/274
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются экономически
оправданные и документально подтвержденные затраты при условии, что они
произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода
(за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
В соответствии со ст. 13 Закона
Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в
Российской Федерации" государство обеспечивает дополнительные гарантии
гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем
установления квоты для приема на работу инвалидов.
Квота для приема на работу инвалидов
устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон
N 181-ФЗ).
Статьей 21 Закона N 181-ФЗ установлено,
что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек,
законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для
приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников
(но не менее 2 и не более 4 процентов).
Механизм установления квоты в
организациях определяется органами государственной власти субъектов Российской
Федерации.
В данном случае
Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест"
устанавливаются основы квотирования рабочих мест в г. Москве для приема на
работу инвалидов, несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет
из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального
образования, ищущих работу впервые. Таким
образом, работодатели, в соответствии с установленной квотой, обязаны создавать
или выделять рабочие места для трудоустройства не только инвалидов, но и иных
категорий граждан.
Вместе с тем в
соответствии с п. 21 ст. 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ ч. 4 ст.
21 Закона N 181-ФЗ, предусматривающая внесение работодателями обязательной
платы ежемесячно в бюджеты субъектов Российской Федерации за каждого
нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в случае
невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на
работу инвалидов, признана утратившей силу с 1 января 2005 г.
Согласно п. 5 ст. 76 Конституции Российской
Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с
указанной статьей. В случае противоречия между федеральным законом и иным
актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом,
учитывая, что ч. 4 ст. 21 Закона N 181-ФЗ с 1 января 2005 г. признана
утратившей силу, для целей налогообложения прибыли организаций расходы,
связанные с обязательной платой в связи с невозможностью исполнить условия
квотирования, за период с 01.01.2005 по 10.08.2005 не учитываются при
определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН
24.03.2006