Текст письма опубликован
"Вестник Ассоциации российских банков",
2006, N 8
Проблемная ситуация: В практике уполномоченных банков
возникла проблема, связанная с отсутствием установленного порядка
предоставления сведений по требованию Федеральной службы финансово-бюджетного
надзора.
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
"О валютном регулировании и валютном контроле" содержит две
отсылочные нормы, которые предполагают наличие такого порядка.
Во-первых, в соответствии с ч. 10 ст. 23
Закона N 173-ФЗ уполномоченные банки должны передавать органу валютного
контроля информацию о нарушениях валютного законодательства, допущенных
резидентами и нерезидентами, в порядке, установленном Центральным банком
Российской Федерации. В основополагающих нормативных актах
Банка России о валютном контроле, в том числе Положении ЦБ РФ от 01.06.2004 N
258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам
подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных
операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления
уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" и
Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления
резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и
информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными
банками валютных операций и оформления паспортов сделок", такой порядок
отсутствует.
Во-вторых, в соответствии с ч. 11 ст. 23
Закона N 173-ФЗ органы и агенты валютного контроля должны представлять органу
валютного контроля, уполномоченному Правительством РФ, необходимые для
осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые
устанавливаются Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ. Насколько нам
известно, такой порядок до сегодняшнего дня также не установлен.
Учитывая изложенное,
просим разъяснить порядок взаимодействия Банка России с уполномоченными
органами валютного контроля по вопросам предоставления сведений.
Ассоциация российских банков
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 марта 2006 г. N 07-02/32
Министерство финансов Российской Федерации
рассмотрело письмо и сообщает следующее.
Нормы Федерального
закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее -
Федеральный закон), о которых идет речь в письме, по нашему мнению, регулируют
передачу информации о нарушении актов валютного законодательства лицом,
осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за
пределами территории Российской Федерации, уполномоченными банками органу
валютного контроля при наличии такой информации, т.е. без специального запроса
органа валютного контроля. Согласно ч. 10 ст.
23 Федерального закона Центральный банк Российской Федерации устанавливает
порядок передачи такой информации.
Отсутствие указанного порядка не является
препятствием в реализации Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и
должностными лицами ее права, предоставленного п. 3 ч. 1 ст. 23 Федерального
закона. Согласно указанной норме органы валютного контроля и их должностные
лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством
Российской Федерации имеют право запрашивать и получать документы и информацию,
которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Полномочия
запрашивать необходимую Федеральной службе финансово-бюджетного надзора
информацию установлены ст. 26.10 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (в рамках возбужденного производства по делу
об административном правонарушении), Федеральным законом, Положением о
Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, а также Положением о
территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора,
утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н (в ред. Приказа от 20.09.2005 N 120).
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
23.03.2006