Проблемная ситуация: К расходам на оплату труда в
целях гл. 25 НК РФ относятся, в частности, начисления работникам,
высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика,
сокращением численности или штата работников налогоплательщика.
Согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ при
расторжении трудового договора в связи с сокращением численности организации
увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего
месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период
трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с учетом выходного
пособия).
В исключительных случаях средний месячный
заработок сохраняется за уволенным работником в течение
третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости при
условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в
этот орган и не был им трудоустроен.
Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О
занятости населения в РФ" предусмотрено, что служба занятости занимается
трудоустройством безработных граждан.
Безработными признаются трудоспособные
граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах
службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы к ней
приступить (п. п. 1, 3 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в РФ").
Безработными не
считаются граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена
трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе
досрочно, либо досрочная пенсия в связи с сокращением, либо пенсия по старости
или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению (п. 3 ст. 3
Закона РФ "О занятости населения в РФ", п. 17 Постановления
Правительства РФ от 22.04.1997
N 458 "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан").
Распространяется ли положение ст. 178 ТК
РФ о выплате заработной платы за третий месяц нетрудоустройства
на работников-пенсионеров, высвобождаемых в связи с сокращением численности
сотрудников, и подлежат ли отнесению к расходам на оплату труда расходы
организации по выплате заработной платы сокращенным работникам-пенсионерам за
третий месяц нетрудоустройства, как предусмотренные
нормами законодательства РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 марта 2006 г. N 03-03-04/1/234
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогового
учета расходов на оплату труда и сообщает следующее.
Статьей 255
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что в
расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления
работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и
надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями
труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с
содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства
Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии с п. 9 ст. 255 Кодекса в
состав расходов на оплату труда включаются начисления работникам,
высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика,
сокращением численности или штата работников налогоплательщика.
Указанные начисления работникам
осуществляются в соответствии со ст. 178 Трудового кодекса Российской
Федерации. Статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации
предусмотрено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией
организации либо сокращением численности или штата работников организации
увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего
месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на
период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом
выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный
заработок сохраняется за уволенным работником в течение
третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения
при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник
обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Разъяснение положений трудового
законодательства Российской Федерации не относится к компетенции Министерства
финансов Российской Федерации.
Письмом Федеральной
службы по труду и занятости от 27.10.2005 N 1754-61 налогоплательщику было
разъяснено, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для
принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними в
течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка в
порядке ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации и выдачи
пенсионерам соответствующих документов (справок).
Учитывая
изложенное, по нашему мнению, начисления работникам-пенсионерам, высвобождаемым
в связи с сокращением численности или штата работников налогоплательщика, в
течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости
населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник
обратился в этот орган и не был им трудоустроен, учитываются в составе расходов
по оплате труда на основании п. 9 ст. 255
Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
15.03.2006