Проблемная ситуация: Организация, применяющая
упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы),
собирается осуществить строительство объекта недвижимости (нежилого здания),
выступая в роли заказчика. Строительство будет осуществляться подрядным способом
с привлечением денежных средств от дольщиков в порядке целевого финансирования.
В Письме Минфина
России от 13.01.2005 N 03-03-02-04/1-6 указано, что организация должна
организовать раздельный учет средств исходя из необходимости обособления в
учете не только операций, связанных с получением средств целевого
финансирования, но и операций, связанных с их целевым, т.е. определенным
организацией - источником целевого финансирования, использованием, в порядке,
предусмотренном действующим законодательством. Но в соответствии с законодательством Порядок
отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и
предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденный
Приказом МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-22/606, не предусматривает возможность
отражения в данной форме учета операций по расходованию средств целевого
финансирования и, кроме того, не предусматривает как таковую возможность
заполнения граф, предназначенных для отражения сумм расходов,
налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы.
В связи с вышеизложенным
просим разъяснить.
Обязана ли наша организация вести
бухгалтерский учет с применением двойной записи по счетам? Обязана ли наша
организация сдавать бухгалтерскую отчетность (баланс)? Или организация может
вести учет без применения двойной записи, на основании разработанных
организацией и принятых учетной политикой форм документов для организации
раздельного учета доходов и расходов средств целевого финансирования?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 марта 2006 г. N 03-11-04/2/59
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной
системы налогообложения и сообщает следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, при определении
объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг),
реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст.
249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250
Кодекса.
При определении объекта налогообложения
организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.
В соответствии с пп.
14 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в
виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого
финансирования, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов),
полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии
такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования,
указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их
получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное
налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному
организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в том
числе в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств
дольщиков и (или) инвесторов.
В соответствии со
ст. 346.24 Кодекса налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для
целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов
организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему
налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина
России от 30.12.2005 N 167н "Об утверждении формы Книги учета доходов и
расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения".
Поскольку положения гл. 26.2
"Упрощенная система налогообложения" Кодекса не предусматривают
особых форм ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках целевого финансирования, то, по нашему мнению,
организация может самостоятельно разработать необходимые формы для ведения
раздельного учета доходов (расходов) и утвердить их соответствующим приказом.
При этом необходимо
учитывать, что согласно п. 14 ст. 250 Кодекса налогоплательщики, получившие
имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках
благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование,
по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего
учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой
Министерством финансов Российской Федерации.
Форма Отчета о
целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг,
полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений,
целевого финансирования, установлена налоговой декларацией по налогу на прибыль
организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н "Об
утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и
Порядка ее заполнения".
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
13.03.2006