Проблемная ситуация: Организация приступила к
осуществлению ряда крупных международных нефтегазовых проектов, реализуемых на
континентальном шельфе Российской Федерации.
В ходе осуществления таких проектов
предполагается сооружение на континентальном шельфе РФ крупных имущественных
комплексов, которые будут учитываться в качестве объектов основных средств на
балансе как российских, так и иностранных организаций, осуществляющих
деятельность в РФ.
Учитывая, что ставки налога на имущество
устанавливаются законами субъектов РФ, просим разъяснить следующее. Законами какого субъекта РФ необходимо руководствоваться при
налогообложении имущества, находящегося на континентальном шельфе РФ, в какой
бюджет осуществлять платежи по налогу на имущество?
Каков порядок налогообложения имущества,
находящегося на континентальном шельфе РФ и принадлежащего иностранной
организации, в случае, если она имеет постоянное представительство в РФ, и в
случае, если не имеет?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 марта 2006 г. N 03-06-01-04/62
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу, связанному с
уплатой налога на имущество организации в отношении имущества, имеющего
местонахождение на континентальном шельфе Российской Федерации, сообщает
следующее.
В соответствии со ст. 374 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения для
российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое
на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии
с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Согласно п. 3 ст. 383 Кодекса налог на
имущество организаций и авансовые платежи по данному налогу в отношении
имущества, находящегося на балансе российской организации, подлежат уплате в
бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей,
предусмотренных ст. ст. 384 и 385 Кодекса.
При этом следует
учитывать, что особенности исчисления и уплаты налога на имущество организаций
по местонахождению обособленных подразделений организации, а также в отношении
объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или
ее обособленного подразделения, предусмотренные ст. ст. 384 и 385 Кодекса, не
распространяются на имущество, имеющее местонахождение в территориальном море
Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в
исключительной экономической зоне Российской
Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации.
В отношении
имущества российских организаций, имеющего местонахождение в территориальном
море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в
исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами
территории Российской Федерации, абз. 2 п. 1 ст. 386
Кодекса установлено, что налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и
налоговая декларация по налогу представляются в налоговый орган по
местонахождению российской организации.
Следовательно, налог на имущество
организаций за имущество российской организации, в частности находящееся на
континентальном шельфе Российской Федерации, подлежит уплате в бюджет по
местонахождению российской организации в соответствии с законодательством
субъекта Российской Федерации, где находится эта организация.
Пунктом 1 ст. 373 Кодекса установлено,
что иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации
через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое
имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе
Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской
Федерации, являются налогоплательщиками налога на имущество.
При этом п. 3 ст. 374 Кодекса
установлено, что объектом налогообложения для иностранных организаций, не
осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные
представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации
недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве
собственности.
Учитывая, что континентальный шельф
Российской Федерации не является территорией Российской Федерации (ст. 67
Конституции Российской Федерации), находящееся на континентальном шельфе
Российской Федерации недвижимое имущество иностранной организации, не
осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное
представительство, не подпадает под действие гл. 30 "Налог на имущество
организаций" Кодекса.
Пунктом 2 ст. 374 Кодекса также
установлено, что объектом налогообложения для иностранных организаций,
осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные
представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к
объектам основных средств.
При этом в целях гл. 30 Кодекса иностранные
организации обязаны вести учет объектов налогообложения в соответствии с
установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.
Из данной нормы
Кодекса в ее взаимосвязи с п. 1 ст. 373 Кодекса (абз.
3) следует, что иностранная организация, осуществляющая деятельность в
Российской Федерации через постоянное представительство, является
налогоплательщиком налога в отношении имущества, находящегося на
континентальном шельфе Российской Федерации и относящегося к деятельности этой
организаций в Российской Федерации через постоянное представительство, если
иное не установлено международным договором Российской Федерации (ст. 7 Кодекса).
Согласно п. 5 ст. 383 Кодекса иностранные
организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через
постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств
уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных
постоянных представительств на учет в налоговых органах.
Кроме того, п. 1 ст. 386 Кодекса
установлено, что в отношении имущества, имеющего местонахождение на
континентальном шельфе Российской Федерации, налоговые расчеты по авансовым
платежам по налогу и налоговая декларация по налогу иностранными организациями
представляются в налоговый орган по месту постановки на учет в налоговых
органах постоянного представительства иностранной организации.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН
09.03.2006