Проблемная ситуация: Во исполнение Постановления
Правительства РФ от 01.10.2001 N 699 решением комиссии по реструктуризации
кредиторской задолженности ИМНС реструктуризирована задолженность ОАО во
внебюджетные фонды. Согласно данному решению при выполнении в полном объеме
условий реструктуризации в соответствии с утвержденными графиками списание 85%
задолженности по начисленным пеням производится в 2006 г.
В том случае, если
организация выполнит необходимые условия для списания задолженности по
начисленным пеням и штрафам по реструктурированной задолженности по взносам в
государственные социальные внебюджетные фонды, будет ли подлежать сумма
кредиторской задолженности по пеням и штрафам включению в налоговую базу по
налогу на прибыль в соответствии с пп. 21 п. 1 ст.
251 НК РФ? В случае если указанная сумма
учитывается в составе доходов организации при исчислении налога на прибыль, то
в какой момент она подлежит включению в налоговую базу?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 марта 2006 г. N 03-03-04/1/184
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу порядка
налогообложения налогом на прибыль дохода в виде списанной в 2006 г.
задолженности по начисленным пеням и штрафам и сообщает следующее.
В соответствии с п. 18 ст. 250 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в состав внереализационных
доходов включаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства
перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по
другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных пп.
21 п. 1 ст. 251 Кодекса.
Подпунктом 21 п. 1 ст. 251 Кодекса
установлено, что в составе доходов не учитываются доходы в виде сумм
кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед
бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в
соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению
Правительства Российской Федерации.
Статьей 75 Кодекса
предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная
сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны
выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе
налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу
Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными
законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со ст. 114 Кодекса
налоговая санкция, применяемая в виде денежного взыскания (штрафа), является
мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, задолженность
налогоплательщика по пеням Кодексом не приравнивается к задолженности по уплате
налогов и сборов. Следовательно, к суммам списанной кредиторской задолженности
налогоплательщика по пеням и штрафам не может быть применено положение пп. 21 п. 1 ст. 251 Кодекса.
Учитывая
изложенное, при списании в 2006 г. задолженности перед бюджетами по пеням и
штрафам, начисленным в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате
взносов в государственные внебюджетные фонды, в соответствии с действующим
законодательством о налогах и сборах суммы задолженности по пеням и штрафам
подлежат включению в состав внереализационных доходов на дату списания
указанной задолженности.
Одновременно сообщаем, что в подготавливаемом
проекте федерального закона о внесении изменений в законодательство Российской
Федерации о налогах и сборах предполагается в том
числе внесение уточнения в редакцию ст. 251 Кодекса о невключении
в состав доходов списанной задолженности по пеням и штрафам с введением этой
нормы в действие с 1 января 2005 г.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
06.03.2006