Проблемная ситуация: 1. Переводится ли на ЕНВД
деятельность по передаче в аренду зданий и сооружений, а также деятельность по
оказанию услуг по передаче во временное владение стационарных торговых мест в стационарной торговой сети, имеющей торговые залы? 2.
Можно ли переплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование
зачесть в счет уплаты единого налога на вмененный доход?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 марта 2006 г. N 03-11-02/50
Министерство финансов Российской Федерации
на письмо сообщает следующее.
По первому вопросу. В
соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 346.26 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на уплату единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности может быть переведена предпринимательская
деятельность по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или)
пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других
местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.
Под стационарным
торговым местом следует понимать торговое место, используемое для совершения
сделок купли-продажи, которое расположено в стационарной торговой сети, не
имеющей торговых залов, то есть торговой сети, расположенной в предназначенных
для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих
обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в
зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения
торгов.
К данной категории
торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски
и другие аналогичные объекты, в том числе обособленные объекты организации
розничной торговли, размещенные на земельных участках и не подлежащие
перемещению в течение всего периода времени, предусмотренного договорами на их
размещение (установку) и (или) договорами их аренды или субаренды (палатки,
ларьки, контейнеры, боксы и т.п.).
Таким образом, предпринимательская
деятельность по передаче в аренду (субаренду) стационарных торговых мест в
указанных объектах организации торговли может быть переведена на уплату единого
налога на вмененный доход.
Для целей применения пп.
13 п. 2 ст. 346.26 Кодекса здания и сооружения не признаются стационарными
торговыми местами. Поэтому предпринимательская деятельность по передаче в
аренду зданий и сооружений не подлежит переводу на систему налогообложения в
виде единого налога на вмененный доход.
Также не переводится на уплату единого
налога на вмененный доход на основании пп. 13 п. 2
ст. 346.26 Кодекса предпринимательская деятельность по оказанию услуг по
передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест в стационарной торговой сети, имеющей торговые залы
(магазины и павильоны).
По второму вопросу. Постановление
Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 N 582 "Об утверждении
Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде
фиксированного платежа в минимальном размере" применяется с 11 октября
2005 г. При этом следует иметь в виду, что в настоящее время проведение зачета
(возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов не представляется
возможным по следующим причинам.
В соответствии со
ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ)
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально
возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного
фонда РФ (далее - ПФР) и персональным целевым назначением которых является
обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному
страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его
индивидуальном лицевом счете.
При этом страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8
Кодекса, и не являются составной частью единого социального налога
(Постановление Президиума ВАС РФ от 22.04.2003 N 12355/02; Информационное
письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79).
Согласно ст. 9 Закона N 167-ФЗ
финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии
осуществляется за счет средств бюджета ПФР. При этом финансирование выплаты
накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений,
учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного
лица.
Таким образом, поскольку Законом N 167-ФЗ
предусмотрена иная природа этих обязательных платежей, то на них не
распространяются положения ст. 78 "Зачет или возврат излишне уплаченной
суммы налога, сбора, а также пени" Кодекса.
При этом вышеуказанным Законом не
определены уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат)
излишне уплаченных сумм страховых взносов, и порядок его проведения.
Вместе с тем в соответствии с положениями
Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации
Российской Федерации" администратором поступлений в бюджеты Российской
Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование признана
Федеральная налоговая служба. При этом ст. 2 указанного
Федерального закона установлено, что администраторами поступлений в бюджеты
Российской Федерации считаются федеральные органы, осуществляющие в
соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и
принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в
бюджет, пеней и штрафов по ним.
Статья 25 Закона N 167-ФЗ возлагает на
налоговые органы только контроль за правильностью
исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации,
регулирующим деятельность налоговых органов.
В настоящее время разрабатывается проект
федерального закона о внесении изменений в Закон N 167-ФЗ, который должен
установить порядок проведения зачета (возврата) излишне уплаченных сумм
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и определить орган
федеральной исполнительной власти, уполномоченный проводить эту работу.
В связи с
изложенным уточнение налоговых обязательств по единому налогу на вмененный
доход по причине излишне
начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование до внесения соответствующих изменений в Закон N 167-ФЗ не
производится.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
06.03.2006