| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: При реализации ценных бумаг (акций) граждане уплачивают НДФЛ с разницы между доходом, полученным от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг либо пользуются имущественными вычетами, принимаемыми в уменьшение доходов от сделки купли-продажи в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 214.1 НК РФ.

Этой нормой установлено, что в случае, если расходы налогоплательщика не могут быть подтверждены документально, налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным ст. 220 НК РФ.

В соответствии со ст. 220 НК РФ налогоплательщики, продавшие свои ценные бумаги, находившиеся в их собственности три года и более, имеют право на получение имущественного налогового вычета, предоставляемого в сумме, полученной налогоплательщиками при продаже.

Однако в соответствии с Письмом Минфина России от 11.06.2005 N 03-05-01-03/63 для получения имущественного налогового вычета лица, продавшие свои ценные бумаги, должны представить в налоговые органы документы, подтверждающие возмездный характер приобретения ценных бумаг (контракты, договоры и т.д.).

Просим разъяснить порядок предоставления имущественных налоговых вычетов по НДФЛ при реализации ценных бумаг, если документы, подтверждающие расходы на приобретение указанных ценных бумаг, отсутствуют?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 3 марта 2006 г. N 03-05-01-04/48

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления имущественного налогового вычета при совершении операций с ценными бумагами и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации разъясняет следующее.

Абзацем 3 пп. 1 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами установлены ст. 214.1 Кодекса.

Пунктом 3 ст. 214.1 Кодекса предусмотрено определение дохода от операций купли-продажи ценных бумаг как разницы между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами:

"Доход (убыток) по операциям купли-продажи ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, определяется как разница между суммами доходов, полученными от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком, либо имущественными вычетами, принимаемыми в уменьшение доходов от сделки купли-продажи в порядке, предусмотренном настоящим пунктом".

Далее в данном пункте ст. 214.1 Кодекса указывается, что:

"В случае, если расходы налогоплательщика не могут быть подтверждены документально, он вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абзацем 1 подпункта 1 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса".

Таким образом, в отличие от положений п. 1 ст. 220 Кодекса, в соответствии с которыми налогоплательщик имеет право выбрать, уменьшать ли ему налогооблагаемые доходы на сумму документально подтвержденных расходов или на сумму, полученную от продажи имущества, ст. 214.1 Кодекса предусматривается, что только при невозможности документально подтвердить понесенные расходы налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом.

Из вышеприведенных положений ст. 214.1 Кодекса следует, что имущественный налоговый вычет предоставляется в тех случаях, когда расходы были, но не могут быть подтверждены документально, а не тогда, когда расходов на приобретение ценных бумаг не производилось или требующиеся документы, подтверждающие произведенные расходы, хотя и имеются, но не представляются налогоплательщиком в налоговые органы.

Положений, предусматривающих уменьшение налоговой базы на сумму имущественного налогового вычета в случае, если расходов по приобретению ценных бумаг налогоплательщиком понесено не было, в ст. 214.1 Кодекса не содержится.

То есть имущественный налоговый вычет выступает здесь в качестве эквивалента расходов, которые хотя и были произведены, но не могут быть подтверждены документально.

В противном случае налогоплательщики, не производившие расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, имели бы преимущество по сравнению с налогоплательщиками, понесшими такие расходы, так как получали бы, по сути, равные вычеты, уменьшающие размер облагаемого дохода (первые - в виде фактически понесенных ими расходов, а вторые, не неся реальных затрат, - в виде имущественного налогового вычета), что противоречило бы принципу равенства налогообложения.

Принимая во внимание, что в отдельных случаях расчетных документов, подтверждающих осуществление платежей в уплату стоимости приобретаемых ценных бумаг, у физических лиц могло не сохраниться, Минфин России вышеупомянутым Письмом от 11.07.2005 N 03-05-01-03/63 разъяснил налоговым органам, что при отсутствии таких документов к документам, подтверждающим наличие расходов по приобретению ценных бумаг, могут быть также отнесены документы, косвенно подтверждающие наличие таких расходов (возмездный характер): контракты, договоры, справки (отчеты), выдаваемые депозитарием (эмитентом, продавцом), в которых, в частности, может указываться, что акции зачислены на лицевой счет налогоплательщика по договору в обмен на ваучеры.

При этом если такие документы не сохранились у налогоплательщика, но имеются у третьих лиц (например, у депозитария, брокера, эмитента или продавца акций), налогоплательщик должен предпринять все возможные меры, чтобы получить их и представить налоговым органам.

Вместе с тем в рассматриваемом Письме Минфина России было разъяснено, что наличие подтвержденных расходов в виде комиссионных отчислений и биржевого сбора (при отсутствии документально подтвержденных расходов по приобретению ценных бумаг) не может являться основанием для отказа в предоставлении налоговых вычетов, как это существовало в практике налоговых агентов и налоговых органов до выхода данного Письма.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

М.А.МОТОРИН

03.03.2006

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024