Текст письма опубликован
"Финансовый вестник. Финансы, налоги,
страхование, бухгалтерский учет", 2006, N 9
"Налогообложение", 2006, N 3
Проблемная ситуация: О применении льгот по
транспортному налогу и налогу на имущество организаций подведомственными
Минобороны России учреждениями и унитарными (казенными) предприятиями,
являющимися самостоятельными юридическими лицами.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 марта 2006 г. N 03-06-01-02/09
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики совместно с Правовым департаментом по вопросу
правомерности применения льгот по транспортному налогу и налогу на имущество
организаций подведомственными Минобороны России учреждениями и унитарными
(казенными) предприятиями (включая воинские части), являющимися
самостоятельными юридическими лицами, сообщает следующее.
Согласно пп. 6
п. 2 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или
оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где
законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, не
облагаются транспортным налогом.
В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 374 Кодекса имущество, принадлежащее на
праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам
исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или)
приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны,
гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в
Российской Федерации, не признается объектом обложения налогом на имущество
организаций.
При этом обращаем внимание, что по налогу
на имущество организаций объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 374 Кодекса
является имущество, перечисленное в вышеназванном пункте ст. 374 Кодекса,
учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в
соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Как следует из
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.1999 N 2-П, в
систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство
Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства Российской
Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и
федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы
исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской
Федерации, Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и
иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов
исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской
Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции
Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов
исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и
федеральные агентства.
Согласно п. п. 1 и
2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства
обороны Российской Федерации", Минобороны России является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны,
а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области. В
структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства
обороны Российской Федерации (далее - службы) и им равные подразделения,
центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные
подразделения, и иные подразделения. Минобороны России является органом
управления Вооруженными Силами Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы
РФ).
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального
закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил
РФ является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 214
Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в
государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и
учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. ст.
294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими право
хозяйственного ведения и оперативного управления. При этом за учреждениями
имущество закрепляется на праве оперативного управления.
Обращаем внимание
на судебную практику, в частности, Постановления Федерального Арбитражного Суда
Северо-Западного округа от 11.08.2005 N А42-13441/04-20, от 14.10.2005 N
А13-1616/2005-05, от 28.10.2005 N А42-871/2005-20, из которых следует, что
подведомственные Министерству обороны Российской Федерации учреждения и
унитарные (казенные) предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими
лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти и должны
уплачивать транспортный налог в отношении принадлежащих
им на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения транспортных
средств в порядке, предусмотренном гл. 28 Кодекса.
Указанная позиция изложена в Письме
Минфина России от 05.08.2004 N 01-02-01/03-1625.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН
03.03.2006