Проблемная ситуация: Просим дать разъяснения по
вопросу начисления пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному
налогу.
Согласно Письму Минфина России от
13.05.2005 N 03-06-04-04/23 до внесения изменений в гл. 28 НК РФ отсутствуют
законные основания, связанные с возможностью взыскания с налогоплательщика
пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу.
Учитывая, что Федеральным законом от
20.10.2005 N 131-ФЗ "О внесении изменений в гл. 28 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации" внесены изменения в главу 28
"Транспортный налог" НК РФ, вступающие в силу с 01.01.2006, просим
разъяснить позицию по данному вопросу.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 февраля 2006 г. N 03-06-04-02/02
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о транспортном налоге и сообщает.
В соответствии с
частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налог
исчисляется исходя из налоговой базы, представляющей собой стоимостную или иную
характеристику объекта налогообложения, по итогам налогового периода на основе
предусмотренных Кодексом принципов и порядка определения обязательных элементов
налогообложения, в том числе порядка исчисления налога (ч. 1 ст. 52 Кодекса),
налоговой базы (ст. 53, п. 1 ст. 54 Кодекса), налогового периода (ст. 55 Кодекса), срока уплаты налога (п. п. 1 и
3 ст. 57 Кодекса). Налоговый период может состоять из отчетных периодов, по
итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Пунктом 3 ст. 12 Кодекса установлено, что
по региональным налогам законодательными (представительными) органами
государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и
пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения:
налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения
по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.
В силу ст. 360 Кодекса налоговым периодом
по транспортному налогу признан календарный год. При этом,
в отличие от положений гл. 30 "Налог на имущество организаций" (ст.
ст. 379, 382, 383, 386) и 31 "Земельный налог" (ст. ст. 393, 396,
397, 398) Кодекса, гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса до 1 января
2006 г. не были предусмотрены отчетные периоды и на налогоплательщиков не
возлагались обязанности по уплате авансовых платежей и представлению расчетов
по авансовым платежам по транспортному налогу. Кодексом также не было
предоставлено право субъектам Российской Федерации определять
отчетные периоды и сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу по
итогу отчетных периодов. В связи с этим в Приказе МНС России от 29.12.2003 N
БГ-3-21/724 "Об утверждении формы Налоговой декларации по транспортному
налогу и Инструкции по ее заполнению" отсутствовал порядок расчета
авансовых платежей по налогу.
В соответствии со ст. 57 Конституции
Российской Федерации и п. 1 ст. 3 Кодекса каждый обязан платить законно
установленные налоги и сборы. При уплате налога (сбора) с нарушением срока
уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на
условиях, предусмотренных Кодексом (п. 2 ст. 57). При этом
пеней признается установленная ст. 75 Кодекса денежная сумма, которую
налогоплательщик (плательщик сборов) должен выплатить в случае уплаты
причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с
установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Как следует из
Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового
кодекса Российской Федерации" (п. 20), при рассмотрении споров, связанных
с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей,
судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 Кодекса,
могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется
по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в
соответствии со ст. ст. 53 и 54 Кодекса.
Кроме того, в
Постановлении от 11.05.2005 N 32пв04 Президиум Верховного Суда Российской
Федерации указал на то, что из анализа приведенных норм Конституции Российской
Федерации и федерального законодательства следует, что законодатель субъекта
Российской Федерации при установлении и введении в действие своим законом
транспортного налога, как одного из видов регионального налога, определяя в
пределах предоставленных ему полномочий элементы налогообложения, в том числе порядок и сроки уплаты, обязан учитывать нормы Кодекса.
Учитывая изложенное, полагаем, что до
внесения изменений в гл. 28 Кодекса, предусматривающих отчетные периоды и
авансовые платежи по транспортному налогу, отсутствовали правовые основания для
начисления и взыскания с налогоплательщиков пеней за просрочку уплаты авансовых
платежей по транспортному налогу.
Федеральным законом
от 20.10.2005 N 131-ФЗ "О внесении изменений в главу 28 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон),
вступившим в силу с 1 января 2006 г., установлены для
налогоплательщиков-организаций отчетные периоды по транспортному налогу,
порядок исчисления и сроки уплаты авансовых платежей, а также сроки представления
расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу.
Кроме того, указанным Федеральным законом
гл. 28 Кодекса дополнена ст. 363.1, определяющей
порядок и сроки представления налогоплательщиками, являющимися организациями,
налоговых деклараций по налогу и налоговых расчетов по авансовым платежам по
налогу, формы по которым в настоящее время разрабатываются Минфином России
совместно с ФНС России.
Таким образом, начиная с 2006 г. в случае
нарушения установленных ст. 363 Кодекса (в ред. Федерального закона) сроков
уплаты авансовых платежей по транспортному налогу подлежат уплате пени за
каждый день просрочки авансового платежа.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН
13.02.2006