Проблемная ситуация: До 1 января 2006 г. Налоговый
кодекс РФ освобождал организации социально-культурной сферы от уплаты налога на
имущество по объектам, используемым для нужд культуры и искусства, образования,
физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения (п. 7
ст. 381 НК РФ).
1. Имели ли право на эту льготу аптеки и
если да, то только бюджетные или и коммерческие тоже?
2. Можно ли применить эту льготу при
расчете в 2006 г. налога на имущество по итогам 2005 г.?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 февраля 2006 г. N 03-06-01-04/09
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с п. 7 ст. 381 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации освобождаются от
налогообложения в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими в том числе для нужд здравоохранения.
Как следует из данной нормы Кодекса,
организации, имеющие на балансе имущество, используемое ими для нужд здравоохранения, освобождаются от уплаты налога на
имущество организаций в отношении объектов такого имущества независимо от их
формы собственности и ведомственной принадлежности.
Согласно п. 1 ст. 11 Кодекса институты,
понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства
Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том
значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное
не предусмотрено настоящим Кодексом.
Учитывая, что гл.
30 Кодекса не определено, какое имущество в целях применения данной льготы
относится к используемому для нужд здравоохранения, в отношении имущества
аптечных учреждений, с учетом ст. 11 Кодекса, следует руководствоваться нормами
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан,
утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1 (далее
- Основы), а также положениями иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения.
В соответствии со ст. 3 Основ
законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из
соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций
(уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных
законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 3 Основ они
регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного
самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной,
муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья
граждан.
Статьями 12, 13 и
14 Основ определено, что аптечные учреждения, находящиеся в государственной,
муниципальной и частной собственности, относятся соответственно к
государственной, муниципальной и частной системам здравоохранения.
При этом аптечные учреждения, входящие в
государственную и муниципальную системы здравоохранения, по существу несут
возложенную на органы государственной власти и органы местного самоуправления
ответственность за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья,
отнесенную ст. 2 Основ к основным
принципам охраны здоровья граждан.
Кроме того, в рамках полномочий
федеральных органов исполнительной власти, установленных п. 14 ст. 5 Основ и
предусматривающих определение номенклатуры организаций в здравоохранении,
Приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 N
627 (зарегистрирован в Минюсте России 12.10.2005 N
7070) утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений
здравоохранения. Согласно п. 4 данной Номенклатуры к учреждениям
здравоохранения отнесены следующие аптечные учреждения: аптека, аптечный пункт,
аптечный киоск и аптечный магазин.
Следует также принимать во внимание то,
что в соответствии с Приказом Минздрава России от 04.03.2003 N 80 (зарегистрирован в Минюсте России 17.03.2003 N 4272) "Об
утверждении отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации)
лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" в число
функций, которые могут осуществлять аптечные организации, входит и оказание
первой медицинской помощи, а также оказание консультативной помощи в целях
обеспечения ответственного самолечения.
Учитывая
изложенное, аптечные учреждения вправе воспользоваться льготой, предусмотренной
п. 7 ст. 381 Кодекса, при исчислении налога на имущество организаций за
указанный в письме период.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
03.02.2006